ВЕЛИЧИЕ МАРИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
О молитве «Salve, Regina»
В этой части рассматриваются многие обильные милости, которые Матерь Божия дарует своим почитателям (по молитве «Salve, Regina»).
ГЛАВА I
Salve, Regina, Mater misericordiæ
Раздел 2. Насколько должно возрасти наше упование на Марию от того, что Она наша Матерь
Не случайно и не напрасно слуги Божии называли Марию Матерью. В самом деле, они, кажется, не могли называть Её другим именем, неустанно называли именно Матерью. Да, Матерью! Ибо Она истинно наша Матерь, не по плоти, конечно, а духовно, Мать наших душ и нашего спасения. Грех, лишая наши души Божественной благодати, также лишил их жизни. Иисус, наш Искупитель, от избытка Своей любви и милости, пришёл вернуть эту жизнь через смерть Свою на кресте, как Он Сам и сказал: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком»[1]. Он сказал об избытке, и большинство теологов говорят, что ценность искупления намного превосходит оскорбление, причинённое грехом Адама. Примирив нас с Богом, Он Сам стал Отцом душ по закону благодати, что было предсказано пророком Исайей: «И нарекут имя Ему: Отец грядущего века, Князь мира»[2]. Если Иисус — Отец душ наших, то Мария — их Мать; ибо Она, дав нам Иисуса, даровала нам истинную жизнь; а после, принеся жизнь Сына на Голгофе за наше спасение, Она родила нас для жизни по благодати.
Итак, дважды, согласно Святым Отцам, Мария стала нашей духовной матерью: первый раз, согласно Альберту Великому, когда Её сочли достойной зачать в Своей невинной утробе Сына Божиего. Святой Бернардин Сиенский говорит о том же более чётко: «Когда Пресвятая Дева, после благовещения Ангела, дала согласие стать матерью предвечного Слова, которого Он ожидал, прежде чем сделаться Её Сыном, этим согласием Она с того времени настойчиво просит нашего спасения у Бога. Она так старалась обрести его, что с того времени как будто носила нас во чреве, как любящая Мать»[3].
Святой Лука говорит о рождении Марией Спасителя так: «Родила Сына своего Первенца…»[4]. Святая Гертруда писала: «Раз говорится, что Пресвятая Дева родила первого ребёнка, должны ли мы предположить, что после Него у Неё ещё были дети? Мы верим, что у Марии не было других детей по плоти, кроме Иисуса, а значит, у Неё должны быть духовные дети, и эти дети — мы»[5]. Господь открыл это Святой Гертруде, когда она, размышляя над евангельским текстом, смутилась и пришла в недоумение, почему о Марии, родившей только Иисуса, сказано, что Она родила первого ребёнка. Бог открыл ей, что Иисус — первенец Марии по плоти, а второй ребёнок, по Духу, — всё человечество.

В таком же духе применительно к Марии можно трактовать слова Священных Песней: «Чрево твоё — ворох пшеницы, обставленный лилиями»[6]. Святой Амвросий объясняет это так: «Хотя в невинной утробе Марии было всего одно зёрнышко, Иисус Христос, ворох пшеницы — это избранные, которые в этом зёрнышке содержались»[7]. И поскольку Мария становилась матерью избранных, рождая Иисуса, то Он справедливо назван «первородным между многими братиями» (Римлянам VIII:29). Святой аббат Вильям пишет о том же: «Мария, рождая Иисуса, Спасителя нашего и Жизнь нашу, многих родила во спасение; родив саму Жизнь, она дала жизнь многим»[8].
Вторая причина, по которой Мария стала нашей духовной Матерью и ввела нас в благодатную жизнь — это то, что Она отдала, страдая, Предвечному Отцу жизнь Своего возлюбленного Сына на Голгофе ради нашего спасения. Святой Августин говорит: «Так как Она Своей любовью участвовала в рождении верных в благодатную жизнь, то стала духовной Матерью всех членов Тела, которому глава Иисус Христос»[9]. Понимание этого нам даёт также следующий стих из Священных Песней, относящийся к Пресвятой Деве: «Поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла»[10]. Святой Вильям говорит, что «Мария, чтобы спасти многие души, собственную душу отдала на смерть»[11], имея в виду, что Она, чтобы спасти нас, пожертвовала жизнью Сына. А кто же, как не Иисус, был душой Марии? Он был Её жизнью, Её любовью. Пророк Симеон предсказал оружие скорби, которое пронзит Её благословенную душу[12]. Это определённо было копьё, пронзившее бок Иисуса, Который был душой Марии. Через эту скорбь Она родила нас для вечной жизни, и поэтому мы можем называть себя детьми скорбей Марии. Наша любящая Мать всегда и во всём объединялась с волей Божией. «Поэтому, — говорит Святой Бонавентура, — когда Она увидела, что любовь Отца к людям столь велика, что Он ради их спасения готов отдать Сына, и любовь Сына, желающего умереть за нас, то Она тоже охотно пожертвовала Сыном и согласилась на Его смерть ради нашего спасения, подчиняясь и сообразовываясь с любовью Отца и Сына к человечеству»[13]. В смерти за искупление мира Иисус пожелал быть один: «Я топтал точило один»[14]. Но, когда Бог узрел великое желание Марии также посвятить Себя спасению людей, Он предопределил, чтобы через приношение жизни Иисуса Она могла сотрудничать с Ним в деле нашего спасения и стать Матерью душ наших. Это же имел в виду Спаситель, когда перед смертью, узрев с креста стоящую рядом Мать и Святого Иоанна, сказал Марии: «Се, сын Твой»[15], как будто говоря: «Вот человек, который через то, что Ты пожертвовала Моей жизнью ради его спасения, уже рождён для благодатной жизни». Затем, повернувшись к ученику, Он сказал: «Се, Матерь твоя»[16]. Святой Бернардин Сиенский говорит, что после этих слов Мария стала Матерью не только Святому Иоанну, но и всем людям, по любви, которую Она носила к ним в Себе[17]. На этот счёт Силвейра подметил, что сам Святой Иоанн, рассказывая об этом в своём Евангелии, пишет: «Говорит ученику: се, Матерь твоя». Подчеркнём, что Иисус говорит не Иоанну, а «говорит ученику», имея в виду, что Спаситель сделал Марию Матерью каждому, кто, становясь христианином, будет называться Его учеником[18].
Церковь относит к Марии слова: «Я матерь прекрасной любви»[19]. Любовь Пресвятой Девы делает наши души прекрасными в очах Божиих, а Её побуждает принимать нас как своих детей. «И как мать любит своих детей и заботится об их благополучии, так и Ты, о сладчайшая Царица, любишь нас и обеспечиваешь наше счастье», — говорит Святой Бонавентура.
О, как счастливы те, кто живёт под защитой столь любящей и могущественной Матери! Пророк Давид, хотя Мария ещё тогда не родилась, молил Бога о спасении, как сын, посвящая себя Марии: «Спаси сына рабы Твоей»[20]. Святой Августин спрашивает: «Какой рабы? Той, что сказала “Се, я раба Господня”». «И кто, — говорит кардинал Беллармин, — осмелится похитить этих детей из лона Марии, где они нашли защиту от врагов? Какая адская сила или какое искушение может победить их, если они полагаются на защиту великой Матери, их и Божией?»[21]

Говорят, что некоторые рыбы, видя, что их малыши в опасности, прячут их во рту. То же Новаринус говорит о Марии: «Когда бушуют бури искушений, самая сострадательная Мать верных с материнской нежностью защищает их, они как будто находятся внутри Неё до тех пор, пока Она не приведёт их в бухту спасения»[22]. О самая любящая, самая сострадательная Мать, будь вовеки благословенна! И вовеки будь благословен Бог, отдавший нас такой Матери, благословен будь Бог за такое надёжное убежище от всех невзгод. Пресвятая Дева открыла Святой Бригитте: «Как мать, когда видит, что её сына окружают вооружённые враги, сделает всё ради его спасения, так и Я всегда буду делать ради Своих детей, какими бы грешными они не были, если они станут просить Моей милости»[23]. Поэтому в любой битве с силами ада мы должны побеждать, прибегая к Матери Божией и нашей, повторяя: «Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица». О, как много раз верные побеждали адские силы, прибегая к Марии с помощью этой короткой, но сильной молитвы! Великая слуга Божия, сестра Мария Иисуса Распятого, бенедиктинская монахиня, с её помощью всегда побеждала злых духов.
Возрадуйтесь же, все дети Марии! Помните, Пресвятая Дева усыновляет каждого, кто желает, чтоб Она была его Матерью. Возрадуйтесь! Ибо стоит ли бояться быть потерянным, когда такая Мать защищает и оберегает вас? Святой Бонавентура говорит: «Каждый, любящий нашу добрую Мать и доверяющийся Её защите, должен набраться смелости и сказать: Возрадуюсь и возвеселюсь! Ибо какой бы приговор мне не был вынесен, он будет исходить от моего Брата и моей Матери»[24]. «Таким образом, — говорит тот же автор, — каждый, кто любит нашу добрую Мать и полагается на Её защиту, должен вдохновиться уверенностью, что Иисус — наш Брат, а Мария — Мать». Та же мысль заставила Святого Ансельма воскликнуть от радости и ободрить нас: «О счастливая уверенность! О надёжное убежище! Матерь Божия — наша Мать… Как велико должно быть наше упование, ведь спасение наше зависит от приговора доброго Брата и нежной Матери!»[25] Услышьте же зов нашей Матери, говорящей: «Кто мал, обратись сюда!»[26] На устах малышей всегда слово «мама», и при любой опасности, от любого испуга они зовут мать. О наша любимая Мария! О самая любящая Мать! Это то, чего Ты хочешь от нас — чтобы мы стали маленькими детьми и звали Тебя при любой опасности; чтобы всегда прибегали к Тебе, ибо Ты желаешь спасти нас и помочь нам, как Ты уже спасла всех детей, прибегавших к Тебе.
ПРИМЕР
В истории основания Общества Иисуса в Неаполитанском королевстве есть история об одном благородном молодом шотландце по имени Вильям Элфинстон. Он был родственником короля Иакова и некоторое время прожил в ереси, в которой родился. Когда же его осветила божественная благодать, он стал понимать свои заблуждения. Будучи во Франции, он с помощью одного благочестивого отца-иезуита (тоже шотландца), а более всего благодаря посредничеству Пресвятой Девы, познал истину, отрёкся от ереси и стал католиком. Из Франции он отправился в Рим, где его друг нашёл его плачущим от горя и поинтересовался причиной. Вильям ответил, что ночью ему явилась его умершая мать и сказала: «Хорошо, сынок, что ты принял истинную веру; я же потеряна, ибо умерла в ереси». С того времени он стал ещё более ревностно посвящать себя Марии, избрав Её своей Матерью. Она вдохновила его стать монахом, и он поклялся себе, что им станет. Будучи болен, он отправился в Неаполь, чтобы поправить своё здоровье. Но Бог послал его туда, чтоб он мог умереть монахом: вскоре после прибытия он понял, что умирает, и слезами и мольбами упросил настоятелей принять его. Перед Последними Таинствами он принёс свои клятвы перед Святыми Дарами и стал иезуитом. Принеся клятвы, он стал нежно благодарить свою Мать Марию за то, что спасла его из ереси и дала умереть в лоне истинной Церкви, в монастыре, среди братьев. Он воскликнул: «О, как славно умереть среди множества ангелов!» Когда его попросили немного отдохнуть, он ответил: «Не время отдыхать, когда заканчивается моя жизнь». Перед смертью он сказал присутствовавшим: «Братья, вы видите ангелов небесных вокруг меня?» Один из монахов, услышав, что он что-то бормочет, спросил его, что он сказал. Он ответил, что Ангел-хранитель открыл ему, что он будет в Чистилище очень недолго, и скоро войдёт в рай. Затем он вновь стал говорить с Марией, своей любимой Матерью, и, повторяя «мама, мама», он спокойно почил, как дитя, засыпающее на руках матери. Вскоре после того одному из монахов было открыто, что он уже в раю.
МОЛИТВА
О моя пресвятая Мать! Как можно, имея такую святую мать, быть таким порочным? Мать, так любящую Бога, и быть так привязанным к земному? Мать столь богатую добродетелью, и быть таким бедным? О моя драгоценная Мать! Я и правда не заслуживаю быть Твоим сыном, потому что вёл плохую жизнь и недостоин. Я буду рад, если Ты примешь меня в качестве слуги. Я готов отказаться от всех царств мира, чтобы только меня признали одним из Твоих нижайших слуг. Я счастлив быть слугой, но позволь мне всё же также называть Тебя Матерью. Это имя всецело утешает меня, растапливает моё сердце и напоминает мне об обязанности любить Тебя. Это имя вдохновляет меня полагаться на Тебя. Когда я ужасаюсь при мысли о своих грехах и о Божественном правосудии, я утешаюсь мыслью о том, что Ты моя Мать. Позволь же мне называть Тебя Матерью, своей любимой Матерью. Так зову и так всегда буду называть Тебя. После Бога Ты будешь моей надеждой, моим убежищем и моей любовью в этой долине слёз. Я надеюсь умереть, в последний момент предавая душу в Твои святые руки, со словами: «Мать моя, мать моя Мария, помоги мне, сжалься надо мной». Аминь.
[1] Veni, ut vitam habeant, et abundantius habeant. — Иоанн X:10.
[2] Pater future sæculi, princeps pacis. — Исаия IX:6.
[3] Virgo per hunc consensum in Incarnatione filii omnium electorum salute vigorosissime expetiit et procuravit: et omnium saluti et eorum salvation per hunc consensum se singularissime dedicavit; ita ut ex tunc omnes in suis visceribus bajularet, tanquam verissima mater filios suos. — Тр. Пресв. Д. М., проп. VIII.
[4] Peperit filium suum primogenitum. — Лука II:7.
[5] Si primogenitus, ergo alii filii secuti sunt secundogeniti… Carnales nullos habuit Beata Virgo præter Christum; ergo spirituales habeat necesse est. — Spann. Polyanth. litt. m. t. 6.
[6] Venter tuus sicut acervus tritici vallatus liliis. — Песнь II:3.
[7] In quo virginis utero… acervus tritici… germinabat; quoniam… granum tritici genarabat… Sed… de uno grano tritici acervus est factus. — S. Ambr. de Instit. Virg.
[8] In illo uno fructu, in uno Salvatore omnium Jesu plurimos Maria peperit ad salutem. Pariendo vitam, multos peperit ad vitam. — Delrio in Cant. iv., 8.
[9] Plane mater membrorum ejus (quod non sumus) quia cooperata est charitate, ut fideles in Ecclesia nascerentur. — De S. Virginitatte, гл. vi.
[10] Posuit me custodem in vines; vineam meam non custodivi. — Песнь I:5.
[11] Ut multas animas salvas faceret, animam suam morti exposuit. — Delrio in Cant. i ,6.
[12] Et tuam ipsius animam pertransibit gladius. — Лука II:35.
[13] Nullo modo dubitandum est, quin Mariæ animus voluerit etiam trader filium suum pro salute generis humani, ut mater per omnia conformis fierit Patri et Filio. — S. Bon. in Sent. lib. 1. d. 48, a. 2, q. 2.
[14] Torcular calcavi solus. — Исаия LXIII:3.
[15] Ecce filius tuus. — Иоанн XIX:26.
[16] Deinde dicit discipulo: Ecce mater tua. — Иоанн XIX:27.
[17] In Joanne intelligimus omnes, quorum B.Virgo per dilectionem facta est Mater. — Том 1, проп. 51.
[18] Joannes nomen est particulare… discipulus nomen est commune, utitur ergo hic nomine communi omnibus, ut denotetur, quod ipsa Virgo Maria omnibus dabatur in matrem. — В Евангелии, кн. 8, гл. 17, вопр. 14.
[19] Ego Mater pulchræ dilectionis. — Сирахов XXIV:24 в Вульгате.
[20] Salvum fac filium ancillæ tuæ. — Псалмы LXXXV:16.
[21] Quam bene nobis erit sub præsidio tantæ Matris? Quis nos detrahere audebit de sinu ejus? Quæ nos tentatio, quæ tribulatio superare poterit, confidentes in patrocinio Matris Dei et nostræ? — Bellarm. de Sept. Verb. 1, i c. 12.
[22] Fidelium piissima Maria, furente tentationum tempestate, materno affect eos velut intra viscera propria receptos protegit, donec in beatum portum reponat. — V. гл. xiv, вос. 81.
[23] Ita ego facio, et faciam omnibus peccatoribus misericordiam meam a filio meo petentibus. — Откр., кн. iv, гл. 138.
[24] Dic, anima mea, cum magna fiducia: exultabo et lætabor, quia quicquid judicabitur de me, pendet ex sententia fratris et matris meæ. — Св. Бонав., Монол. гл. 1.
[25] O beata fiducia, o tutum refugium! Mater Dei est Mater nostra… Qua igitur certitudine debemus sperare … quorum sive salus sive damnatio, de boni fratris et piæ matris pendent arbitio?
[26] Si quis est palvulus, veniat ad me. — Притчи IX:4.
Перевод с английского языка осуществила Ольга Старжинская.
Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале «Молись за нас» (№ 2 (74) 2017). Размещается на сайте dominus.by с разрешения правообладателя и переводчика.