ВЕЛИЧИЕ МАРИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О молитве «Salve, Regina»

В этой части рассматриваются многие обильные милости, которые Матерь Божия дарует своим почитателям (по молитве «Salve, Regina»).

ГЛАВА I

Salve, Regina, Mater misericordiæ

Раздел 3. Как велика любовь нашей Матери к нам

Итак, если Мария — наша Мать, давайте осознаем, как сильно Она любит нас. Любовь родителей к детям неотъемлема по природе, и поэтому, как отмечает Святой Фома, детям заповедано Богом любить родителей. Для родителей нет заповеди любить детей, ибо любовь к собственным отпрыскам по природе так глубоко сокрыта в сердцах, что, как отмечает Святой Амвросий, любая мать подвергнет себя опасности ради детей и даже самые грозные хищники не могут не любить своих малышей[1]. Говорят, что даже тигры, услышав крики своих детёнышей, похищенных охотниками, прыгают в море и плывут за лодками, на которых их везут. Так если даже тигры не оставляют своих детей, как могу Я, — говорит наша любящая Мать Мария, — перестать любить вас, дети Мои? Но если даже мать забудет своё дитя, Я не забуду о том, кто стал Моим ребёнком. «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя»[2].

«Даже самые грозные хищники не могут не любить своих малышей».

Мария — наша Мать, как мы уже отмечали, не по плоти, но по любви: «Я матерь прекрасной любви»[3]. Отсюда следует, что Она становится нашей Матерью уже из-за того только, что так сильно любит нас, и заслуживает прославления как Матерь Любви, потому как Она всецело состоит из любви к тем, которых усыновила[4]. Кто может описать любовь Марии к нам, бедным грешникам? Арнольд Шартрский говорит, что, когда умирал Иисус Христос, Она страстно желала умереть вместе с Сыном, из любви к нам[5]. Это желание было столь велико, что когда Её Сын умирал на кресте, добавляет Святой Амвросий, Мария предлагала палачам Свою жизнь, желая умереть за нас.

Давайте рассмотрим причины этой любви, чтобы лучше понять, как наша добрая Мать любит нас. Первая причина Её любви к людям — это Её великая любовь к Богу. Любовь к Богу и человеку заключается в заповеди, записанной Святым Иоанном: «Мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»[6]. Если растёт одна любовь, растёт и другая. Чего только не делали святые из любви к ближним потому, что Бога любили ещё больше! В своей любви они заходили так далеко, что были готовы лишиться свободы, и даже жизни, ради их спасения. Почитайте хотя бы отчёт о трудах Святого Франциска Ксаверия в Индии, где он, чтобы помочь душам этих несчастных язычников и привести их к Богу, сотни раз подвергался опасностям, карабкаясь по горам и выискивая этих несчастных по пещерам, в которых они жили, как дикие звери. Посмотрите на Святого Франциска Сальского, который ради обращения еретиков провинции Шабле целый год каждое утро рисковал жизнью, с большими опасностями пересекая реку, чтобы проповедовать на другой стороне упорствовавшим в своих заблуждениях. Святой Паулин стал рабом, чтобы обрести свободу сыну бедной вдовы. Святой Фиделий, желая обратить еретиков к Богу, охотно согласился проповедовать им, хотя знал, что это будет стоить ему жизни. Итак, святые из любви к Богу проявляли великую любовь к ближнему. Но кто любил Бога больше, чем Мария? С первого мгновения Своей жизни Она любила Бога больше, чем все святые и ангелы, вместе взятые, любили Его на протяжении своих жизней — это для понимания длительности, когда мы говорим о добродетелях Марии. Пресвятая Дева открыла сестре Марии Иисуса Распятого, что огонь любви к Богу, который горел в Ней, был столь велик, что он мог бы в одно мгновение воспламенить небеса и землю, и что по сравнению с этим огнём всё пламя горящей любви серафимов было лишь прохладным ветерком. Поэтому, раз даже среди блаженных духов нет никого, кто любит Бога более, нежели Мария, то и не может быть никого, кроме Бога, кто бы любил нас больше, чем наша любящая Мать. Если взять всю любовь всех матерей к детям, всех мужей к жёнам, всех святых и ангелов к своим преданным слугам, она всё равно не будет так велика, как любовь Марии всего к одной душе. Отец Ниремберг говорит, что любовь всех матерей к детям — лишь тень по сравнению с любовью, которую Мария имеет к любому из нас и что Она единственная истинно любит нас более, чем все ангелы и святые вместе взятые. Более того, наша Мать любит нас настолько сильно потому, что нас передал Ей в качестве детей Её любимый Иисус, когда, умирая, сказал: «Жено! Се, сын Твой»[7], в лице Иоанна имея в виду всё человечество, как мы обозначили выше. Это были последние слова Сына, обращённые к Ней. Мы очень ценим воспоминания о последних мгновениях, проведённых с любимыми перед их смертью, и об их наставлениях, они никогда не забываются. Но, опять же, мы исключительно дороги Марии ввиду страданий, которых мы Ей стоили; матери очень сильно любят детей, сохранение жизней которых досталось с большим трудом и страданиями, а мы и есть такие дети. Мария, чтобы мы жили по благодати, пережила величайшую боль, когда Сын умирал у Неё на глазах, жестоко мучаясь. Из-за этой жертвы мы для Неё стали очень дорогими, наше искупление досталось Ей ценой неимоверных страданий. То же мы читаем о любви предвечного Отца, Который продемонстрировал её людям, отдав Своего Сына на смерть за нас: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…»[8] Как отмечает Святой Бонавентура, о Марии тоже можно сказать, что Она так возлюбила нас, что отдала Сына Своего Единородного. Когда Она отдала Его нам? «Она сделала это, — говорит отец Ниремберг, — когда впервые согласилась с Его смертью». Она отдала Его нам из любви, тогда как другие покинули Его из ненависти или от страха, и Она одна могла бы защитить перед судьями жизнь Своего Сына. Легко представить, что слова столь мудрой и любящей Матери имели бы большую силу, хотя бы перед Пилатом, чтобы уговорить его отказаться от смертного приговора Человеку, Которого он знал и признал невиновным. Но нет, Мария не промолвила ни слова, чтобы предотвратить смерть Сына, потому что от Неё зависело наше спасение; наконец, Она вновь отдала Его нам у подножия креста в те три часа, когда наблюдала за Его смертью. В тот момент Она пожертвовала для нас Его жизнь, глубоко скорбя и с огромной любовью к нам, ценой великого горя и страданий и с такой твёрдостью, что если бы палачи захотели, как говорят нам Святой Ансельм и Святой Антоний, Она бы Сама распяла Его в послушании воле Отца, Который определил Ему умереть за наше спасение. И если Авраам показал схожую стойкость, согласившись собственными руками принести в жертву своего сына, то мы должны верить, что Мария определённо сделала бы то же самое, с ещё большей решительностью, потому что Она была более свята и покорна Богу, чем Авраам. Но вернёмся к нашей теме. Как мы должны быть благодарны Марии за такое проявление любви, за то, что Она, так мучаясь, принесла в жертву жизнь Своего Сына за наше спасение! Господь действительно хорошо наградил Авраама за жертву, которую тот был готов принести, за готовность пожертвовать сына, Исаака. Но как мы можем воздать Марии за жизнь Её Сына, Иисуса? Ибо Она отдала нам Сына более великого и возлюбленного, чем сын Авраама. Эта любовь Марии, говорит Святой Бонавентура, весьма обязывает нас любить Её, любящую нас более, чем кто-либо другой; отдавшую нам Своего единственного Сына, Которого Она любила больше, чем Себя. Отсюда вытекает ещё одна причина любви Марии к нам: Она знает, что мы куплены смертью Иисуса Христа. Если мать узнает, что её любимый сын выкупил слугу ценой двадцати лет заключения и страданий, как будет она дорожить этим слугой! Мария хорошо знает, что Её Сын пришёл на Землю только для того, чтобы спасти несчастных грешников, как Он Сам и сказал: «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее»[9]. И для этого Он согласился отдать за нас Свою жизнь: «Смирил Себя, быв послушным, даже до смерти…»[10] Если бы Мария не имела к нам большой любви, то получается, что Она не ценила бы Кровь Своего Сына, которая была ценой за наше спасение. Святой Елизавете Венгерской было открыто, что Мария со времени пребывания во храме всегда молила Бога, чтобы Он поскорее послал Своего Сына спасти нас. Насколько же сильнее мы должны верить, что Она любит нас, понимая, что Она знает, как высоко ценит нас Её Сын, удостоивший нас быть искуплёнными такой ценой.

Все люди были искуплены Иисусом, и поэтому Мария всех любит и благоволит ко всем. Святой Иоанн видел Её облечённой в солнце: «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце»[11].

«И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце» («La visione di san Giovanni a Patmos. La Donna vestita di sole» (рус. Видение Святого Иоанна на Патмосе. Жена, облечённая в солнце), Джованни Гаспарро, 325х180 (см), масло на холсте, 2012).

О Ней сказано так потому, что, как «ничто не укрыто от теплоты его [солнца]»[12], так нет и живущего на Земле, лишённого любви Марии. «От его теплоты, то есть от любви Марии»[13], — дополняет Блаженный Раймонд Джордано. «О, кто может вообразить, — восклицает Святой Антоний, — какова забота нашей любящей Матери о нас! Она всем предлагает и подаёт Своё милосердие»[14]. Ибо наша Мать желала всем спасения и объединялась со Своим Сыном ради его обретения. Как утверждает Святой Бернард, Она определённо заботилась обо всём человечестве[15].

Некоторые преданные слуги Марии, как рассказывает Корнелий[16], имеют благочестивую привычку так молиться Богу: «О Господь, даруй мне то, что Пресвятая Дева Мария просит для меня»[17]. «Несомненно, — добавляет тот же автор, — что наша Мать желает для нас лучшего, чем мы могли бы сами пожелать»[18]. Благочестивый автор Бернардин де Бусти говорит, что Мария желает делать нам добро и подаёт нам благодати намного больше, чем мы сами могли бы получить[19]. По этому поводу Святой Альберт Великий применяет к Марии слова Книги Премудрости Соломона: «Легко созерцается любящими её и обретается ищущими её; она даже упреждает желающих познать её»[20]. Мария предвидит, кто будет прибегать к Ней, и даёт им найти Себя ещё до того, как они начинают искать. «Любовь, которую наша добрая Мать имеет к нам, так велика, — говорит Ричард Святого Лаврентия, — что, как только Она видит, что мы нуждаемся в чём-либо, сразу спешит помочь. Она приходит раньше, чем Её позовут»[21].

Итак, раз Мария так добра ко всем, даже неблагодарным и нерадивым, которые не имеют к Ней большой любви и редко обращаются к Ней, то насколько же более любящей Она будет к тем, кто любит Её и часто зовёт Её! «Легко находится ищущим Её». Святой Альберт добавляет: «О, как легко любящим Марию найти Её, и найти полной сострадания и любви!» Говоря словами Книги Притчей: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня»[22]. Она провозглашает, что не может не любить тех, кто любит Её, и, хотя самая любящая Дева любит всех как своих детей, всё же тех, кто нежно любит Её, Она любит особым образом. Блаженный Раймонд Джордано утверждает, что Мария не просто любит счастливчиков, любящих Её, Она служит им, ибо, кто находит Пресвятую Деву Марию, обретает всё[23].

В Хрониках доминиканцев рассказывается, что один из братьев по имени Леонард каждый день двести раз предавал себя Матери Милосердия и когда его поразила предсмертная болезнь, он увидел прекраснейшую Царицу рядом, говорящую: «Леонард, умрёшь ли ты, чтобы пребывать с моим Сыном и со Мной?» «А кто ты?» «Я Матерь Милосердия, ты столько раз призывал Меня, вот, Я пришла забрать тебя; давай вместе пойдём в рай». В тот же день Леонард умер и, полагаем, последовал за Ней в царство блаженных.

«О наимилейшая Мария! — восклицает брат-иезуит Иоанн Берхманс. — Блажен, кто любит Тебя! Если я люблю Марию, я не напрасно настойчив и получу от Бога, чего бы ни пожелал». Этот благочестивый молодой человек никогда не уставал обновлять свою интенцию, повторяя себе: «Я буду любить Марию, буду любить Марию».

О, насколько наша добрая Мать превосходит в любви всех своих детей, даже если они любят Её из последних сил! «Мария всегда любит больше, чем любящие Её», — говорит святой мученик Игнатий. Давайте любить Её, как Святой Станислав Костка, который любил свою дорогую Мать так нежно, что, когда говорил о Ней, каждый слышащий его также желал любить Её. Он придумывал новые титулы, которыми прославлял Её имя; он никогда ничего не делал, не обратившись к Её образу с просьбой о благословении. Когда он читал Священный Розарий и другие молитвы, он повторял их с такой нежной искренностью, что казалось, что он говорит с Марией лицом к лицу. Когда он слышал, как поют «Salve Regina», то и его душа, и даже выражение лица, загорались от любви. Когда однажды отец-иезуит, который направлялся с ним посетить образ Пресвятой Девы, спросил его, насколько он любит Марию, он ответил: «Отче, что я могу сказать? Она моя Мать». Этот отец говорит, что святой юноша произнёс эти слова с такой нежностью в голосе, с таким выражением лица, настолько сердечно, что казалось, что это уже не молодой человек, а, скорее, ангел говорит о любви к Марии.

Святой Станислав Костка SJ общается со своей Матерью (автор и дата создания гравюры неизвестны).

Давайте любить Её так, как Блаженный Герман, который называл Её своей возлюбленной супругой и был удостоен Марией того же титула. Давайте любить Её, как Святой Филипп Нери, который ощущал утешение от одной мысли о Марии и поэтому называл Её «моя радость». Давайте любить Её, как Святой Бонавентура, который не только называл Её своей Госпожой и Матерью, но также, чтобы показать, как нежно он любит Её, даже стал называть Её своим сердцем и душой: «Радуйся, Госпожа моя, Мать моя; даже больше — сердце моё, душа моя!»[24] Давайте любить Её, как Её великий почитатель Святой Бернард, который называл Её похитительницей сердец, желая выразить свою жгучую любовь: «Не похитила ли Ты, Госпожа, моё сердце?»[25] Давайте называть Её своей любимой Госпожой, как Святой Бернардин Сиенский, каждый день навещавший Её святой образ, чтобы засвидетельствовать свою любовь в нежных беседах, которые он вёл со своей Царицей. Когда его спрашивали, куда он каждый день ходит, он отвечал, что ходит к своей возлюбленной. Пусть все любят Её, как Святой Алоизий Гонзага, непрестанно носивший в сердце такую великую любовь к Марии, что, когда до него долетал сладкий звук имени его дорогой Матери, сердце его воспламенялось и все ощущали это пламя, исходящее от его сияющего лица. Давайте любить Её, как Святой Франсиско Солано, который, будучи поглощён святой страстью, иногда ходил с музыкальным инструментом к Её образу, говоря, что он, как и земные влюблённые, пел серенады своей возлюбленной Царице.

Святой Алоизий Гонзага SJ коронуется Пресвятой Девой Марией (автор неизвестен, 1750, изображение находится в костёле г. Сарлейнсбаха, Верхняя Австрия).

Давайте любить Её, как многие Её слуги любили Её, хоть и не имели возможности оставить свидетельство своей любви к Ней. Отец-иезуит Иероним из Трексо радовался называть себя рабом Марии и в знак своего рабства часто ходил в храмы, освящённые в Её честь. Подходя к храму, он обильно проливал слёзы нежной любви к Марии; затем он распростирался, слизывал их и тёрся лицом о пол, тысячу раз целуя его, ибо это был дом его любимой Госпожи. Отец Диего Мартинес из того же Общества за свою преданность нашей Госпоже на праздники, посвящённые Марии, восхищался ангелами в небесах, чтобы он мог увидеть, как они воздавали Ей честь. Он говорил: «Если бы у меня были сердца всех ангелов и святых, чтобы любить Марию, как они; если бы у меня были жизни всех людей, чтобы каждую из них посвятить любви Марии!» Пусть все любят Её, как Карл, сын Святой Бригитты, который говорил, что ничто в мире не утешает его так, как мысль о том, как сильно Бог возлюбил Марию; он добавлял, что лучше принял бы любое страдание, чем, если бы такое было возможно, Она потеряла бы малейшую частичку Своего величия; и если бы у него было такое величие, он бы отказался от него в Её пользу, ибо Она стократ достойней величия. Возжелаем же пожертвовать своими жизнями, свидетельствуя о любви к Марии, как желал Альфонсо Родригес. Давайте любить Её, как монах Франческо Бинанзио и Радегунда, жена короля Хлотаря, которые даже вырезали у себя на груди острыми инструментами имя любимой Марии; или как те, кто отпечатывал это имя калёным железом, чтобы оно отпечаталось чётче и оставалось дольше, как сделали её преданные слуги, иезуиты Баттиста Арчинто и Агостино д’Эспиноза.

Давайте, наконец, делать или желать делать всё, что может делать влюблённый, который хочет, чтобы любимый человек узнал о его чувствах. Но будьте уверены, любящие Марию никогда не сравнятся в любви с Ней. Святой Пётр Дамиани говорит: «Знаю, о Госпожа, что Ты самая любящая и любовь Твоя непобедима»[26]. Ты любишь больше, чем любящие Тебя, Твоя любовь непревзойдённая. Однажды Блаженный Альфонсо Родригес из Общества Иисуса, распростёршись перед образом Марии, воспылал любовью к Пресвятой Деве и разразился восклицанием: «О наилюбимейшая Мать, я знаю, что Ты любишь меня, но Ты не любишь меня настолько сильно, как я Тебя». Это было обидно и ранило, и Она ответила ему прямо с иконы: «Что ты говоришь, что говоришь, Альфонсо? О, насколько больше Моя любовь к тебе, чем твоя ко Мне! Знай, что небо и земля не так далеки, как разница между Моей любовью и твоей».

Прав был Святой Бонавентура, восклицая: «Блаженны, кому выпало счастье быть верными слугами и возлюбленными самой любящей Матери». Ибо Её никто из Её преданных слуг не превзойдёт в любви. Мария в этом отношении подражает нашему возлюбленному Искупителю Иисусу Христу, Своим покровительством вдвойне воздавая любящим Её. Со Святым Ансельмом я воскликну: «Да томится сердце моё, да истаивает и поглощается душа моя Вашей любовью, о мой возлюбленный Спаситель Иисус и моя дорогая Мать Мария! Но без благодати я не могу любить Вас, даруйте, Иисус и Мария, благодать душе моей, не по моим заслугам, но по Вашим, даруйте благодать любить Вас, как Вы того заслуживаете. О Бог, возлюбивший человека, Ты умер за Своих врагов, неужели откажешь в благодати просящему любить Тебя и Твою Мать?»[27]

ПРИМЕР

Отец Ауриемма[28] рассказывает об одной бедной пастушке, которая так сильно любила Марию, что её единственной радостью было посещать маленькую часовню нашей Госпожи в горах, где в уединении, пока паслись её овцы, она общалась со своей возлюбленной Матерью и воздавала Ей славу. Видя, что небольшая фигурка Марии, вырезанная в стене, ничем не украшена, она начала шить для неё накидку. Собрав однажды цветы на полях, она сплела венок и, взойдя на алтарь той маленькой часовни, возложила его на голову статуэтки, говоря: «О моя Мать, я бы хотела возложить Тебе на голову золотую корону с драгоценными камнями; но я бедна, прими от меня эту корону из цветов в знак моей любви к Тебе». Так эта преданная девушка всегда старалась служить и почитать свою возлюбленную Госпожу. Но давайте посмотрим, как наша добрая Мать вознаградила Своё дитя за посещения и привязанность. Когда она заболела и была близка к смерти, случилось, что рядом проходили два монаха. Устав от путешествия, они остановились отдохнуть под деревом; один спал, а другой бодрствовал, но оба видели одинаковое видение. Они увидели хор прекрасных дев, и среди них была одна девушка, которая превосходила других по красоте и величию. Один из братьев спросил Её: «Кто вы и куда идёте?» «Я Матерь Божия, — ответила Она, — и Я иду с этими святыми девами в близлежащую деревню навестить умирающую пастушку, которая много раз навещала Меня». Сказав это, Она исчезла. Эти двое добрых слуг Божиих решили тоже пойти к ней. Они пришли туда, где жила умирающая девушка, вошли в маленький домик и нашли её лежащей на охапке соломы. Они поприветствовали её, и она сказала: «Братья, попросите Бога позволить вам видеть тех, кто окружает меня сейчас». Они тут же преклонились и увидели рядом с умирающей девушкой Марию с короной в руке. Мария утешала её, а затем святые девы стали петь, и под эти сладкие звуки блаженная душа покинула тело. Мария короновала её и забрала её душу с Собой в рай.

МОЛИТВА

«О Госпожа, Похитительница сердец!» — воскликну я со Святым Бонавентурой. Любовь и покровительство Ты даруешь Своим слугам, Ты похищаешь их сердца; возьми и моё жалкое сердце, которое так упорно желает любить Тебя. Сам Бог, полюбив красоту Твою, спустился с небес в лоно Твоё, могу ли я жить без любви к Тебе? Нет. Не буду знать покоя, пока не обрету постоянной и нежной любви к Тебе, о моя Мать[29]. Ты полюбила меня так нежно, ещё когда я был таким неблагодарным по отношению к Тебе. Где бы я был, о Мария, если бы Ты не любила меня и не обрела бы столько милостей для меня? Если Ты так сильно полюбила меня тогда, когда я не любил Тебя, насколько же больше я могу полагаться на Твою благость, когда я теперь люблю Тебя? Я люблю Тебя, о моя Мать, я хотел бы иметь сердце, способное любить Тебя, ибо несчастны существа, не любящие Тебя. О, если б язык мой мог восхвалить Тебя как тысяча языков, чтобы все узнали о Твоём величии, святости, милосердии и любви, которую Ты имеешь к любящим Тебя. Если б у меня были богатства, я бы использовал их во славу Твою, если б были подданные, я бы сделал из них Твоих поклонников. Наконец, если представится случай, я положу свою жизнь во славу Твою. Я люблю Тебя, Мать моя, но боюсь, что не так люблю, как должен. Ибо я слышал, что любовь делает любящих похожими. Если же я вижу, что так не похож на Тебя, то это доказывает, что я не люблю Тебя… Ты так чиста, а я полон грехов; Ты так смиренна, а я горд; Ты так свята, а я порочен. О Мария, это Твоя работа; раз Ты любишь меня, сделай меня похожим на Тебя. Ты обладаешь силой изменять сердца, возьми же моё и измени его. Покажи миру, что Ты делаешь для тех, кто любит Тебя. Сделай меня святым, достойным Сына Твоего. На это надеюсь, и да будет так.


[1] Natura hoc bestiis infundit, ut catulos proprios ament. — Св. Амвросий, Иссл. 1. 6, гл. 4.

[2] Numquid oblivisci potest mulier infantem suum, ut non miseriatur filio uteri sui? Et si illa oblita fuerit, ego tamen non obliviscar tui. — Исаия XLIX:15.

[3] Ego Mater pulchræ dilectionis. — Сирахов XXIV:24 в Вульгате.

[4] Se dilectionis esse matrem merito gloriatur, quia tota est amor erga nos, quos in filios recepit. — Pacciuch. в Пс 86.

[5] Optabat quidem ipsa, ad sanguinem animæ, et carnis suæ addere sanguinem… et cum Domino Jesu corporali morte redemptionis nostræ consummare mysterium. — De sept. verb. Dom.

[6] Hoc mandatum habemus a Deo, ut qui diligit Deum, diligat et fratrem suum. — 1 Иоанна IV:21.

[7] Mulier, ecce filius tuus. — Иоанн XIX:26.

[8] Sic Deus dilexit mundum, ut filium suum unigenitum daret… — Иоанн III:16.

[9] Veni salvum facere, quod perierat. — Лука XIX:10.

[10] Factus obediens usque ad mortem. — Филиппийцам II:8.

[11] Et signum magnum apparuit in cœlo, mulier amicta sole. — Откровение XII:1.

[12] Non est qui se abscondet a calore ejus. — Псалмы XVIII:7.

[13] A calore ejus, id est a dilectione Mariæ. — Размышл. о Д. М. в прол.

[14] Oh quanta est cura B. Virgini matri de nobis! Omnibus aperit sinum misericordiæ suæ. — Том 4, соч. 15, гл. 2.

[15] Constat pro universe genere humano fuisse sollicitam. — На Возн. Д. М., проп. 4.

[16] Лат.: Cornelius a Lapide.

[17] Domine, da mihi, quod pro me postulat Ss. Virgo Maria.

[18] Ipsa enim majora optat, quam nos optare possumus.

[19] Plus enim desiderat ipsa facere tibi bonum et largiri aliquam gratiam, quam tu accipere concupiscas. — Мариале II. На Рожд. Д. М., проп. 5.

[20] Præoccupat qui se concupiscunt, ut illis se prior ostendat. — Премудрости VI:12–13.

[21] Velocius occurrit ejus pietas quam invocetur. — Поясн. к Песн, гл. 23.

[22] Ego diligentes me diligo. — Притчи VIII:17.

[23] Inventa… Virgine Maria, invenitur omne bonum; ipsa namque diligit diligentes se, immo sibi servientibus servit. — В прол. к Размышл.

[24] Ave Domina mea, mater mea; imo cor meum et anima mea. — Размышл. над Ангельским Приветствием.

[25] O raptrix cordium! Nonne cor meum, Domina, rapuisti? — Ib.

[26] Scio, Domina, quia benignissima es, et amas nos amore invincibili. — Проп. 1 на Рожд. Д. М.

[27] Vestro continuo amore langueat cor meum, liquefiat anima mea… Date itaque piissimi, date, obsecro, supplicanti animæ meæ, non propter meritum meum, sed propter meritum vestrum, date illi quanto digni estis, amorem vestrum… O amator et miseriator hominum, tu potuisti reos tuos et usque ad mortem amare; et poteris te roganti amorem tui et matris tuæ negare? — In Depr. ad B. V.

[28] Affetti Scamb. — Том ii, гл. 8.

[29] Nunquam quiescam, donec habuero tenerum amorem erga matrem meam Mariam. — Б. Иоанн Берхманс SJ.


Перевод с английского языка осуществила Ольга Старжинская.

Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале «Молись за нас» (№ 2 (74) 2017). Размещается на сайте dominus.by с разрешения правообладателя и переводчика.

Картины Джованни Гаспарро являются объектом авторского права и публикуются исключительно с личного разрешения мастера.