Во Христе возлюбленные братья и сёстры! В сегодняшнем Евангелии Христос повелел бурям, запретил ветрам, и настала великая тишина. Лодка в смертельной опасности символизирует нашу жизнь, нашу душу. Как великое волнение настолько раздирало море, так и в многообразных обстоятельствах наша личная жизнь, наши души бывают взволнованы. Большие волны неприятностей иногда так покрывают эту лодку, что остаётся только одно: громко кричать: «Господи, спаси нас!»

Пока бедствия не настигли нас и пока всё идёт по плану, по нашей воле, наша душа спокойна и, словно лодка, стремительно плывёт по направлению на тихом море. Мы даже не ощущаем никакой нужды в Божией помощи — всё идёт, как должно. Когда у человека всё хорошо идёт, тогда нередко его религиозное чувство дремлет и даже спит. Как только поднимается жизненная буря, тогда человеку кажется, будто бы Христос спит, как будто где-то Бог присутствует, но в виде спящего Христа, как в сегодняшнем Евангелии: спит и, кажется, не видит, и не слышит, и не действует. Как будто Он не видит, что мы мучаемся, либо Ему всё это безразлично. Как твоя религиозность спала у тебя, когда всё было прекрасно и проблем не было, так и сейчас Бог, кажется, спит, когда тебе трудно, пока ты Его не разбудил. И как разбудить Христа, если можно вообще так выразиться? Разбудить прежде всего надо свою собственную веру, свою надежду, свою любовь к Нему. Признавая свою ничтожность, мы разбудим самих себя из своего глубокого сна. Спящий Христос символизирует состояние нашей души, духовную летаргию людей. Душевное спокойствие — это немножко иное, духовная летаргия — не то же самое. Если спокойствие обосновано только тем, что нет испытания, то оно только поверхностное. Оно обманчивое и не сравнимо с великой тишиной, которая настанет после прожитых испытаний, после прожитых с Божией помощью трудностей.

В этом контексте я хорошо вспоминаю последнюю неделю июня месяца 1988 года, когда архиепископ Марсель Лефевр 30 июня того же года посвятил четырёх священников в епископы с единственной благородной целью: спасти неискажённый вид Литургии и священства — но он сделал это без согласия Папы Римского. Угрозы со всех сторон, особенно от тех, которые должны были, по идее, поддерживать его. Ведь это был очень серьёзный шаг в защиту продолжения Католической Традиции. Ему звонили из Ватикана несколько раз, и один раз звонил почтенный старый кардинал, его давний друг и знакомый, кардинал Сильвио Одди. И в этом разговоре он сказал: «Знаешь, лучше ты бы умер, лучше бы ты сейчас погиб, чтобы не делать это рукоположение епископов». Ну архиепископ Лефевр жил ещё три года, умер только 25 марта 1991 года. И тогда пришёл этот старый друг, который по телефону желал ему смерти, и всё-таки отдал последнюю честь этому человеку, и громким голосом сказал: «Спасибо тебе!»

В этом знаменитом 1988 году я учился на четвёртом курсе духовной семинарии и был очевидцем всех этих событий, трудностей и волнений. Как буря на море сегодняшнего Евангелия, так и все люди были взволнованы, и только один человек, имел спокойствие, как у Христа. Это был архиепископ Лефевр. Меня поразило, прежде всего, его великое душевное спокойствие, спокойствие вопреки стольким угрозам, даже угрозам убийства, и преследованиям. Это не было спокойствие надменного бунтаря, который настолько уверен в себе, что он ничего не боится. Спокойствие надменного улыбается с презрением врагов, спокойствие духовного человека улыбается с Божией Любовью. Это совершенно разные вещи. Когда на человека падают большие волны негативной энергии и он не колеблется и даже ещё может доброжелательно улыбнуться всем своим врагам, это знак, что человек имеет духовное спокойствие. И таким человеком был архиепископ Лефевр. Он следовал только одному — Воле Божией. Он уже до этого пережил с Божией помощью много разных испытаний в жизни, и теперь в его душе воцарилось спокойствие, как в сегодняшнем Евангелии — великая тишина после бури.

Если мы с вами проанализируем свою личную жизнь — с ужасом замечаем, что у нас такое духовное спокойствие отсутствует. Достаточно маленькой обиды, чтобы сильно нервничать и волноваться чрезмерно. Часами, даже днями, мы можем обсуждать в себе значение каких-то критических слов в наш адрес и никак не можем успокоиться. К сожалению, когда у нас появится маленькая болезнь или какие-то другие испытания, то все должны видеть по нашему мрачному лицу, как нам плохо и трудно. Поэтому и посылает нам Господь разного рода испытания, чтобы созрел в нас духовный человек, который все трудности воспринимает со всё большим спокойствием, как Христос в лодке нашего жизненного плавания. Тогда Он запретит и ветрам, и бурям, и настанет у нас в конце концов великая тишина.

Во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Отец Вернер Готфрид Бёзигер FSSPX

30 января 2022 года, Минск


Иллюстрация: «Христос на море Галилейском», Симон де Вос, 55,5х72,0 (см), масло по дереву, 1641.