ВЕЛИЧИЕ МАРИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О молитве «Salve, Regina»

В этой части рассматриваются многие обильные милости, которые Матерь Божия дарует своим почитателям (по молитве «Salve, Regina»).

ГЛАВА II

Vita, dulcedo

Раздел 2. Мария — наша жизнь, потому что Она обретает для нас прощение грехов

Постоянство, неотступность от праведности до последнего часа — это величайший дар Божий, настолько великий, что, как было провозглашено святым Тридентским Собором, Он даёт его совершенно даром, мы не можем заслужить его[1].

Тридентский Собор (1545—1563), XIX Вселенский Собор.

Но, как учит нас Святой Августин, постоянство до конца Бог даёт каждому, кто просит о ней [благодати] у Него; и, как говорит Суарес, они получат её непременно, если будут прилежно молиться о ней до конца жизни; ибо, как пишет кардинал Беллармин, «это постоянство следует искать ежедневно, чтобы ежедневно обретать»[2]. Итак, если истинно (и что это точно так, соответственно общепринятому сейчас мнению, я покажу ниже в V главе), что все благодати Бог раздаёт людям через руки Марии, то в равной степени верно и то, что только через Марию можно надеяться на величайшую из благодатей — постоянство в последний час. Мы непременно обретём её, если всегда с доверием будем просить её у Марии. Она Сама обещает эту благодать всем, кто верно служит Ей в этой жизни. «Кто трудится для Меня, не согрешит, и кто возвещает обо Мне, будет иметь жизнь вечную»[3], — эти слова Церковь влагает в уста Марии на праздник Её Непорочного Зачатия.

Чтобы мы могли устоять в благодатной жизни, нам необходимы духовные силы, чтобы противостоять врагам нашего спасения. Эти силы можно обрести лишь через Марию: «Я разум, у меня сила» — говорит Мария[4]. Бог доверил эти силы в Её руки, чтобы Она раздавала Своим преданным слугам. «Мною цари царствуют»[5]. Ею царствуют Её слуги, и Она правит их чувствами и страстями, и так делает их достойными вечного царствования на Небесах. О, какую силу имеют слуги этой великой Госпожи в победе над всеми адскими искушениями! Мария — это башня, о которой говорится в Песнях Песней: «Шея твоя — как столп Давидов, сооружённый для оружий, тысяча щитов висит на нём — все щиты сильных»[6]. Она как крепкая защитная башня для любящих Её, находящих убежище в Ней в день битвы; в Ней все преданные слуги Её найдут щиты и всевозможное оружие для защиты от адских сил. По этой причине Пресвятая Дева ещё названа платаном: «Я, как красивая маслина в долине и как платан, возвысилась»[7]. Это предложение объяснил кардинал Хуго, который говорит, что листья платана похожи на щиты[8].

Платан защищает от зноя Солнца, подобно ему Пресвятая Мария умягчает лучи Солнца Справедливости.

Мария предоставляет защиту тем, кто ищет укрытия у Неё. Блаженный Амадей даёт ещё одно объяснение: Её называют платаном потому, что, как это дерево под своими ветвями укрывает от солнца и дождя, так и люди под мантией Марии находят убежище от жара своих страстей и ярости искушений[9]. Несчастны те души, что покидают это убежище, пренебрегают почитанием Марии и отказываются предать себя Её суду. «Если солнце перестанет светить миру, — говорит Святой Бернард, — то не наполнится ли мир тьмой и ужасом?»[10] Если душа теряет преданность Марии, она сразу же наполняется тьмой, о которой Дух Святой говорит: «Ты простираешь тьму и бывает ночь, во время неё бродят все лесные звери»[11]. Когда Божественный свет не сияет в душе — это ночь, которая станет логовом всех грехов и демонов. «Горе вам, — говорит св. Ансельм, — которые отворачиваются от света этого солнца»[12] — он говорит это тем, кто пренебрегает почитанием Марии. Святой Франциск Борджа не зря боялся за постоянство тех, в которых не видел особой преданности Пресвятой Деве. Когда он однажды спросил послушников, какому святому они наиболее преданы и увидел, что некоторые не особо преданы Марии, то предупредил их главу, чтобы тот внимательней следил за этими несчастными; и случилось так, что все они потеряли своё призвание и оставили религию.

Святой Герман справедливо называет Пресвятую Деву дыханием христиан; ибо как тело не может жить без дыхания, так и душа не может жить, не обращаясь за помощью к Марии, посредством Которой благодатная жизнь обретена для нас и сохраняется в нас[13]. Дыхание — не только признак, но и причина жизни, как и Имя Марии, когда Оно произносится слугами Божиими, это не только доказывает, что они живы, но и обеспечивает и поддерживает эту жизнь, обеспечивая всевозможную помощь. Однажды блаженный Алан, когда его атаковало сильное искушение, был близок к падению, потому что пренебрёг тем, чтобы поручить себя Марии; но Пресвятая Дева явилась ему и, чтобы он больше не пренебрегал Ею, предупредила его, подув на ухо и сказав: «Если бы ты вверил себя Мне, то не подвергся бы такой опасности». И напротив: «Блажен человек, — говорит Мария, — который слушает Меня, бодрствуя каждый день у ворот Моих и стоя на страже у дверей Моих»[14]. Мария, несомненно, готова обрести свет и силу для верных слуг, чтобы они могли оставить свои пороки и идти путём добродетели. Папа Иннокентий III очень красиво выразился о Пресвятой Деве — Она что «Луна в ночи, зарево восхода, что Солнце для дня».[15] Луна — для человека, бредущего в ночи греха, дающая ему свет, в котором он узрит своё порочное состояние и проклятие; заря, предвестник солнца — для просвещённого, чтобы он уходил всё дальше от греха и вернулся в Божественную благодать; солнце — для тех, кто в благодати, чтобы они не упали в пропасть вновь.

Теологи влагают в уста Марии слова из Книги Сираха: «Путы её будут тебе крепкою защитою»[16]. Святой Лаврентий Джустиниани спрашивает: «Почему же здесь сказано о путах, если не потому, что Она привязывает Своих слуг, чтобы они не скитались по запретным полям?». Подобным образом Святой Бонавентура объясняет слова, часто используемые в марийных службах: «В полноте святых владение Моё»[17]. Он говорит, что «Мария не только заключена в полноте святых, но также удерживает святых в полноте, чтобы их полнота не уменьшилась. А именно, удерживает добродетели, чтобы они не убежали; удерживает заслуги, чтобы они не исчезли; удерживает демонов, чтобы они не вредили; удерживает Сына, чтобы Он не поражал грешников»[18]. Написано: «Вся семья её одета в двойные одежды»[19]. Иезуит Корнелий так описывает эти двойные одежды: «Эти одежды двойные потому, что Она одевает своих слуг в добродетели Своего Сына, а также в Свои»[20]; одетые таким образом, они пребывают в постоянстве. По этой же причине Святой Филипп Нери увещевал идущих к нему каяться, говоря: «Дети мои, если вы желаете постоянства, будьте преданы Марии». Достопочтенный иезуит Иоанн Берхманс также сказал: «Кто любит Марию, будет неотступен». А у аббата Руперта есть интересное размышление о блудном сыне. Он говорит, что, если бы его мать была жива, он бы либо не покинул отцовский дом, либо вернулся бы намного скорей[21]. Этим он хотел сказать, что дитя Марии тоже не покинет Бога, или если, к своему несчастью, сделает это, то с помощью Марии быстро вернётся.

О, если бы все люди любили эту самую добрую и любящую Госпожу и в искушениях всегда неотложно просили помощи у Неё, кто бы упал? Был бы ли кто-нибудь потерян? Падает и теряет свою душу тот, кто не бежит к Марии. Святой Лаврентий Джустиниани влагает в уста Марии следующие слова: «Я… ходила… в волнах моря»[22] — и говорит за Неё: «Я ходила со слугами Своими посреди бурь, которым они подвергались, чтобы помогать им не упасть в бездну греха»[23].

Отец Бернардин де Бусти рассказывал о ястребе, который пикировал на птицу, научившуюся произносить «Ave Maria», и когда она сказала «Ave Maria», ястреб упал замертво. Этим Господь желал показать нам, что, если даже неразумная птица спаслась от смерти, призвав Марию, насколько же вернее то, что Она не даст упасть от дьявольских сил тому, кто призывает Её в искушении. «Нам ничего не остаётся, — говорит Святой Фома из Виллановы, — когда дьявол приходит искусить нас, кроме как быстро бежать, как цыплята, увидевшие коршуна, под крылья своей Матери. Давайте же, когда грядут искушения, не дожидаясь встречи с ними, будем становиться под защиту Марии»[24]. Святой говорит также: «Не знаем, кроме Бога, иной защиты, кроме Тебя, Ты наша единственная надежда и защитница, Которой мы можем довериться»[25].

Давайте же закончим эти размышления словами Святого Бернарда: «О человек, кто бы ты ни был, ты знаешь, что в этой убогой жизни тебя часто вздымает на бурных волнах, среди опасностей и бурь, и пока ты ходишь по земле; чтобы не утонуть, держи свой взор на звезде по имени Дева Мария. Смотри на Неё, призывай Её. Когда будешь тонуть, мучимый искушениями, когда сомнения докучают тебе, помни, что Мария может помочь, и непрестанно взывай к Ней. Пусть Её могущественное имя никогда не покидает твоего сердца и не сходит с твоих уст. Если ты последуешь за Марией, то никогда не сойдёшь с прямого пути. Предай себя Ей, и ты не отчаешься. Если Она поддержит тебя, ты не упадёшь. Если Она защищает тебя, ты можешь не бояться разрушения. Если Она ведёт тебя, ты без труда спасёшься. Одним словом, если Мария берётся защищать тебя, ты несомненно доберёшься до царства блаженных. Поступай так, и будешь жить»[26].

ПРИМЕР

«Santa Maria Egiziaca» (рус. Святая Мария Египетская), Джованни Гаспарро, 90х70 (см), масло на холсте, 2010.

В знаменитой истории Святой Марии Египетской, которую мы находим в первом томе Жития Отцов, мы читаем, что в 12 лет от роду она убежала от своих родителей в Александрию, где вела позорную жизнь и стала причиной скандала в городе. После шестнадцати лет в грехе она пришла в Иерусалим, где на праздник Святого Креста пошла в церковь, больше из любопытства, чем из благочестия. На пороге её отбросило назад, как будто невидимая сила сделала это; она во второй раз попыталась войти, и опять случилось то же; и это повторилось и в третий, и в четвёртый раз. Несчастное создание! Она забилась в угол, где, однако, получила внутреннее просветление, и увидела, что Бог запретил ей входить в церковь из-за того, как ужасно она жила. Подняв глаза, она случайно увидела икону, на которой была изображена Мария. Она повернулась к ней и плача, сказала: «О Матерь Божия, сжалься надо мной, бедной грешницей! Я знаю, что по своим грехам я не заслуживаю Твоего внимания; но Ты — убежище грешников, ради любви к Иисусу, Сыну Твоему, помоги мне. Обрети мне разрешение войти в храм, ибо я желаю изменить свою жизнь и исправить всё, как Ты пожелаешь». Затем она услышала внутренний голос, как если бы Пресвятая Дева ответила ей: «Входи, ибо ты призвала Меня и пожелала изменить свою жизнь, войди в храм, двери больше не будут закрыты для тебя». Грешница вошла, поклонилась кресту и заплакала. Она повернулась к иконе и сказала: «О Госпожа, я готова, куда мне пойти совершить покаяние?» Пресвятая Дева сказала: «Иди за Иордан, и ты найдёшь покой». Она исповедалась, приняла Святое Причастие, перешла реку, дошла до пустыни и поняла, что это было место её покаяния. В течение первых семнадцати лет жизни в пустыне злые духи яростно осаждали её, чтобы она вновь упала. Что она тогда делала? Она предавала себя в руки Марии, и Мария семнадцать лет обретала для неё силы противостоять, после чего противостояние прекратилось. После 27 лет в пустыне, в возрасте 87 лет, благодаря Божественному Провидению, её нашёл аббат Святой Зосима. Она рассказала ему историю своей жизни и умоляла вернуться его на то же место в следующем году, чтобы принести ей Святое Причастие. Святой аббат вернулся и дал ей Святое Причастие. Затем она умоляла его сделать то же опять. Он вернулся во второй раз, и нашёл её мёртвой, её тело было окружено светом, а у её головы были слова: «Похорони на этом месте моё тело, и моли Бога о мне, бедной грешнице». Затем пришёл лев и выкопал для неё могилу, в которой аббат похоронил её, и, вернувшись в монастырь, рассказал о чудесах Божественного Милосердия к этой покаяннице.

«Последнее Причастие Святой Марии Египетской», Маркантонио Франческини, 42,5х54,3 (см), масло на меди, 1680.

МОЛИТВА

О Матерь Милосердия! Пресвятая Дева! Вот, у Твоих ног неблагодарный предатель, воздавший за всё, что через Тебя получил от Бога, вероломством. О Госпожа моя! Моё убожество не разрушает, а увеличивает упование на Тебя, потому что я вижу, что оно вызывает у Тебя сострадание ко мне. Яви же его, о Мария! Покажи, что Ты ко мне относишься так же, как и к остальным, призывающим Тебя, полной благодати и милости. Для меня довольно того, чтобы Ты взглянула на меня с состраданием. Если в Твоём сердце есть жалость ко мне, ты не откажешься защитить меня; и если Ты защитишь меня, чего мне бояться? Мне нечего бояться, я не боюсь ни своих грехов, ибо Ты можешь исправить их злые последствия; ни злых духов, ибо Ты могущественней ада; ни Твоего Сына, Который справедливо гневается на меня, ибо от одного Твоего слова Он умиротворится. Я боюсь лишь, что по своей нерадивости не сумею вымолить Твоей защиты в искушениях, что может привести меня к падению. Но я обещаю Тебе сегодня, что всегда буду обращаться за помощью к Тебе. Помоги мне соблюдать это решение, и Ты сможешь исполнить Своё желание помогать таким ничтожным созданиям, как я.

О Матерь Божия, я уповаю на Тебя. От Тебя жду я благодати, которая поможет мне совершать должное покаяние, и от Тебя я надеюсь получить силу не возвращаться к своим грехам. Если я болен, Тебе по силам исцелить меня, о мой небесный врач. Если мои грехи ослабили меня, Твоя помощь сделает меня сильным. О Мария, я во всем надеюсь на Тебя, ибо Ты всемогуща с Богом.


[1] Sessio 6. Decretum de iustificatione, cap. 13

[2] Quotidie petenda est, ut quotidie detur. — Bellarminus. Liber 3 de Iustificatione, cap. 13.

[3] Qui operantur in me, non peccabunt; qui elucidant me, vitam æternam habebunt. – Сирахов XXV:24 в синодальном переводе; в Вульгате XIV:30-31.

[4] Mea es fortitudo. Per me reges regnant. Притчи VIII:14-15. (На праздник Девы Марии Снежной).

[5] Там же.

[6] Sicut turris David collum tuum, quæ ædificata est cum propugnaculis: mille clypei pendent ex ea, omnis armatura fortium. Песнь IV:4.

[7] Quasi oliva speciosa in campis, et quasi platanus exaltata sum iuxta aquam in plateis. Сирахов XXV:16.

[8] «Platanus… habet folia mollia, scutis similia; unde quot habet folia, tot habet scuta; sic Sapientia, quot habet verba, tot habet scuta contra hæreticos, contra tentationes». – Кард. Хуго OP, Postilla super Ecclesiasticum, XXIV, 19.

[9] Virgo ramorum extensione se ubique expandit, ut filios Adæ ab æstu, et turbine umbra desiderabili protegeret. — Бл. Амад. Homiliæ de Maria Virginea Matre, Проп. 8.

[10] «Tolle corpus hoc solare, quod illuminat mundum: ubi dies? Tolle Mariam, quid nisi densissimæ tenebræ relinquentur?» — Св. Бернард, Проп. на Рожд. Д. M.

[11] Posuisti tenebras, et facta est nox; in ipsa pertransibunt omnes bestiæ silvæ.
 Псалмы CIII:20.

[12] Væ, væ eis qui solem istum aversantur!

[13] Sicut respiratio non solum est signum vitæ, sed etiam causa; sic Mariæ nomen, quod in servorum Dei ore versatur, simul argumentum est quod vere vivunt, simul etiam hanc vitam efficit et conservat, omnemque eis opem impertitur. — Св. Герман. Молитва к Богородице.

[14] Beatus homo, dice Maria, qui audit me, et qui vigilat ad fores meas quotidie, et observat ad postes ostii mei. — Притчи VIII:34. На праздн. Непор. Зач. Д. М.

[15] Luna in nocte, aurora in diluculo, sol in die. — Проп. 2 на Возн. Д. М.

[16] Vincula illius alligatura salutaris. — Сирахов VI:31 по Вульгате.

[17] In plenitudine sanctorum detentio mea. — Сирахов XXIV:16 по Вульгате.

[18] «Ipsa quoque non solum in plenitudine sanctorum detinetur, sed etiam in plenitudine sanctos detinet, ne eorum plenitudo minuatur. Detinet nimirum virtutes, ne fugiant; detinet merita, ne pereant; detinet dæmones, ne noceant; detinet Filium, ne peccatores percutiat». — Св. Бонавентура, Speculum B. M. V., кн. 7. гл. 6.

[19] Omnes… domestici ejus vestiti sunt duplicibus. — Притчи XIII:21.

[20] Duplici veste ipsa ornat sibi devotos, quia tam Christi quam suis virtutibus eos induit.

[21] Si prodigus filius viventem matrem habuisset, vel a paterna domo nunquam discessisset, vel forte citius rediisset.

[22] In fluctibus maris ambulavi. — Сирахов XXIV:8 по Вульгате.

[23] Scilicet cum familiaribus meis, ut ipsos eruerem a naufragio peссatorum. — Не Лаврентий Джустиниани, а Ричард Св. Лаврентия, в Похвале Д. М., кн. 2 гл. 1/26.

[24] Sicut pulli, volitantibus desuper milvis, ad gallinæ alas occurrunt, ita nos sub velamento alarum tuarum abscondimur. — Проп. 3 на Рожд. Д. М.

[25] Nescimus aliud refugium nisi te, tu sola es unica spes nostra, tu sola patrona nostra, ad quam omnes aspicimus. — Там же.

[26] O quisquis te intelligis in hujus sæculi profluvio magis inter procellas et tempestates fluctuare, quam per terram ambulare; ne avertas oculos a fulgore hujus sideris, si non vis obrui procellis; respice stellam, voca Mariam. In periculis, in angustiis, in rebus dubiis Mariam cogita, Mariam invoca. Non recedat ab ore, non recedat a corde. Ipsam sequens, non devias. Ipsam rogans, non desperas. Ipsa tenente, non corruis. Ipsa protegeute, non metuis. Ipsa duce, non fatigaris. Ipsa propitia, pervenis. Sic fac, et vives. — Проп. 2, Super «Missus est».


Перевод с английского языка осуществила Ольга Старжинская.

Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале «Молись за нас» (№ 3 (75) 2017). Размещается на сайте dominus.by с разрешения правообладателя и переводчика.

Картины Джованни Гаспарро являются объектом авторского права и публикуются исключительно с личного разрешения мастера.