ПОЧИТАНИЕ

Святейшего Сердца Господа нашего Иисуса Христа

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МОТИВЫ

Глава I

Что подразумевается под почитанием Святейшего Сердца Господа нашего Иисуса Христа, и в чём оно заключается

Непосредственным объектом этой почитания является безмерная любовь Сына Божьего, побудившая Его умереть за нас и полностью отдать Себя нам в Благоговейном Таинстве Алтаря, и это при том, что Он предвидел все неблагодарность и оскорбления, с которыми Ему предстояло встретиться в этом состоянии жертвы, приносимой до скончания веков; Он предпочёл скорее ежедневно подвергать Себя оскорблениям и презрению человечества, чем не показать нам величайшим из всех чудесных способов, до какой степени Он любит нас.

Вот что возбудило благочестие и рвение многих. Размышляя о том, сколь мало благодарности выказывается за избыток любви, сколь мало любви испытывается к Иисусу Христу и сколь мало ценится Его любовь к нам, они не смогли вынести ежедневного оскорбительного обращения с Ним, не выражая Ему своего праведного гнева и непреодолимого желания исправить, насколько это возможно, столь вопиющие неблагодарность и пренебрежение своей горячей любовью, глубоким уважением и всеми возможными проявлениями почтения. Именно с такими намерениями были выбраны определённые дни в году, дабы подчеркнуть безмерную любовь Иисуса Христа к нам в Пресвятом Таинстве; и, в то же время, чтобы хоть немного возместить ущерб за все оскорбления и унижения, которые Он получил (и продолжает получать ежедневно) в этом Священном Таинстве Любви. И, конечно, эта скорбь при виде недостатка любви, проявляемой к Иисусу Христу в Пресвятом Таинстве, эта глубокая печаль при виде того, что с Ним столь недостойно обращаются, эти практики благочестивого почитания, вызванные только любовью и не имеющие иной цели, кроме компенсации, насколько это возможно, тех оскорблений, которые Он терпит, являются, без сомнения, реальными доказательствами горячей любви к Иисусу Христу и видимыми признаками справедливой благодарности.

Легко понять, что объектом и главным мотивом этого почитания является, как мы уже говорили, огромная любовь, которую Иисус Христос питает к людям, в то время как они в большинстве своём испытывают к Нему лишь презрение или, по крайней мере, безразличие.

Цель, которую мы преследуем, состоит в том, чтобы, во-первых, признать и по достоинству воздать должное уважение (насколько мы в состоянии, нашими частыми Адорациями, ответной любовью, нашими благодарениями и всякого рода почестями) чувствам любви и нежности, которые Иисус Христос питает к нам в Пресвятой Евхаристии, в Которой Он столь мало известен людям, или, по крайней мере, столь мало любим даже теми, кто Его знает.

Во-вторых, мы стремимся всеми возможными способами компенсировать оскорбления и поношения, которым Его любовь подвергала Его во время земной жизни, и которым та же любовь подвергает Его каждый день в Пресвятом Таинстве Алтаря. Так что почитание полностью состоит, строго говоря, в пламенной любви к Иисусу Христу, постоянно пребывающему среди нас в Пресвятой Евхаристии, и в подтверждении этой пламенной любви нашей скорбью от того, что Его столь мало любят и столь мало удостаивают уважения, и в средствах, которые мы предпринимаем, чтобы исправить эти унижения и недостаток любви.

Но, поскольку даже в самых духовных благочестивых практиках и культах, нам всегда требуются определённые материальные и чувственные объекты, которые, производя на нас сильное впечатление, привлекают наше внимание и таким образом облегчают почитание, Святейшее Сердце Иисуса было выбрано как легко воспринимаемый органами чувств объект, наиболее достойный почитания и, в то же время, лучше всего подходящий для целей, преследуемых нами в этом культе.

В самом деле, даже если бы не было особых причин для называния этих благочестивых практик «Почитанием Святейшего Сердца Иисуса», кажется, ничто не могло бы лучше выразить специфический характер этого культа. Ведь он, по сути, является лишь исповеданием Божественной любви. Любовь — его объект; любовь — его главный мотив; любовь — цель, к которой он стремится. Сердце человека, говорит Святой Фома, в некотором смысле является источником и вместилищем любви. Его естественные движения следуют за привязанностями разума и подражают им и не в малой степени, своей силой или слабостью, способствуют разжиганию или успокоению его страстей. Именно по этой причине самые нежные чувства души обычно приписываются сердцу. Именно это делает сердца святых объектом особого преклонения.

«Sacro Cuore di Gesù» (рус. Святейшее Сердце Иисуса), Джованни Гаспарро, 80х60 (см), масло на холсте, 2019.

Из всего сказанного легко понять, что подразумевается под почитанием Святейшего Сердца Иисуса. Оно означает горячую любовь к Иисусу Христу при воспоминании обо всех чудесах, которые Он совершил, дабы засвидетельствовать Свою любовь, особенно в Таинстве Евхаристии, Которое действительно является чудом Его любви. Оно означает искреннюю скорбь при виде бесчинств, совершаемых людьми против Иисуса Христа в Пресвятом Таинстве. Оно означает горячее желание ничего не упустить, дабы воздать покаяние и возмещение всеми возможными способами сих многочисленных оскорблений. Именно это понимается под почитанием Святейшего Сердца Господа нашего Иисуса Христа. Именно в этом оно состоит, а не в исключительно, как некоторые, возможно, полагают, любви и почитании плотского Сердца, подобного нашему собственному, которое составляет часть Святейшего Тела Иисуса Христа. Не то чтобы Святое Сердце не заслуживало нашего поклонения… Нет, это ведь Сердце Иисуса Христа! Если Его Тело и Его Драгоценная Кровь заслуживают всяческого преклонения, то кто не видит, что Его Святейшее Сердце требует ещё большего почитания? Если мы чувствуем необходимость культа Его Святейших Ран, то насколько сильнее должен быть культ Его Святейшего Сердца? Божественное Сердце, рассматриваемое как часть Святейшего Тела Иисуса Христа, является, строго говоря, материальным объектом этого культа. Безмерная любовь, которую Иисус Христос испытывает к нам, является его формой или движущей силой. Поскольку эта любовь чисто духовная, её невозможно познать чувствами. Поэтому необходимо было найти символ для её выражения. А какой более уместный или более совершенный символ любви можно найти, чем реальное Сердце Иисуса?

По этой же причине Церковь, желая дать нам доступное чувственному познанию представление о страданиях Сына Божьего, которые не менее духовны, чем Его любовь, даёт нам образ Его Святейших Ран. Таким образом, как почитание Святейших Ран является, по существу, почитанием Иисуса в Его страданиях, так и почитание Святейшего Сердца Иисуса является, по существу, более нежным и более пылким почитанием Иисуса Христа в Пресвятом Таинстве ввиду безмерной любви, которую Он таким образом проявляет к нам, и с намерением искупить пренебрежение, проявляемое к Нему. Несомненно, Святейшее Сердце Иисуса Христа имеет столь же близкое отношение, по крайней мере, к Его любви, как Святейшие Раны — к Его страданиям. Итак, если во все века существовал столь великий культ Святейших Ран Иисуса Христа и если Церковь, желая внушить всем своим детям любовь к Иисусу Христу, постоянно помещает Святейшие Раны перед ними на обозрение, то насколько же сильным должно быть воздействие упоминания и изображения Его Святейшего Сердца?

В тексте данной работы будет продемонстрировано, что этот культ не нов и что его практика подтверждается примером многих великих святых. Он был санкционирован разнообразными привилегиями. Так, Папа Климент X в Булле от 4 октября 1674 года предоставил большие Индульгенции ассоциации Святейшего Сердца Иисуса в семинарской церкви Констанца, освящённой в честь Святейшего Сердца. Папа Иннокентий XII специальным Бреве даровал пленарную Индульгенцию в пользу почитания Святейшего Сердца[1].

Нет необходимости приводить здесь многочисленные аргументы, доказывающие обоснованность этого культа. Достаточно сказать, что любовь, которую Иисус Христос питает к нам и столь чудесное доказательство которой Он даёт нам в Пресвятой Евхаристии, является его главным мотивом; что возмещение пренебрежения, с которым многие относились к этой любви, является конечной целью культа; что Святейшее Сердце Иисуса, полностью охваченное пылающим пламенем этой любви, является доступным чувственному познанию объектом культа; и что самая ревностная и нежная любовь к Личности Иисуса Христа должна быть его плодом.


[1] Правящий Понтифик Климент XIII по просьбе многих диоцезов, провинций и королевств разрешил священнопразднование праздника Святейшего Сердца с собственными текстами проприя Мессы и Оффиция. Вследствие этого культ стремительно распространился почти во всех католических странах.


Перевод с английского языка осуществил Игорь Терещенко.

Картины Джованни Гаспарро являются объектом авторского права и публикуются исключительно с личного разрешения мастера.