Во Христе возлюбленные братья и сёстры! Сегодня начинаются предрождественское время и предрождественский пост. На латинском языке этот период времени называют «Adventus», что переводится на русский язык как «пришествие». Почти на всех европейских языках употребляют это слово — «Адвент». Вспомните молитву «Отче наш», и там мы встречаем это слово: «Adveniat regnum tuum» (рус. Да приидет Царствие Твоё). «Adveniat» — да приидет. «Adventus» — «пришествие». Адвент подготовит нас к празднику Рождества, к воспоминанию об историческом пришествии Христа на землю, более 2000 лет тому назад. Но Евангелие сегодняшнего дня повествует о катаклизмах и стихийных бедствиях, предваряющих пришествие Христа на Страшный Суд. Между этими двумя пришествиями Христа и развивается наша история. Мы сегодня слышали такие слова Христа:

«Истинно говорю вам, что не минёт род этот, доколе всё не исполнится».

Лука XXI:32


Однажды протестантский пастор, капеллан шведского королевского двора, эти слова растолковал неправильно, с фатальными последствиями. Он рассказал о Втором Пришествии Христа на суд в конце света. Его услышала несовершеннолетняя королева Кристина. Её отец Густав II Адольф приводил в ужас всю Европу войнами за протестантизм. Он погиб в 1632 г., и его пятилетняя дочь стала королевой. Сначала под регентством матери, потом — риксканцлера Швеции Акселя Оксеншерна. И позже, хоть и будучи ещё в детском возрасте, она слышала впечатляющую проповедь о Страшном Суде. А самое главное в этой проповеди было:

«Истинно говорю вам, что не минёт род этот, доколе всё не исполнится».

Лука XXI:32


Христина была очень умной и поняла, что надо готовиться непосредственно к приближающемуся ужасному концу. Только по прошествии немалого времени она смогла успокоиться. Но ровно через год, когда на службе прочитали то же самое Евангелие о Страшном Суде и тот же пастор прочитал ту же самую
проповедь, она уже не впала в панику. Не страх и не трепет овладели её молодой душой, а сомнения. И эти сомнения касались неправильного толкования Библии лютеранами и стали началом её перехода в католицизм.

Пастор неправильно растолковал слова Христа: «Истинно говорю вам, что не минёт род этот, доколе всё не исполнится» (Лука XXI:32), — и королева стала католичкой. Это случилось в XVII веке — и свет всё не думал кончаться. А 200 лет спустя, в тридцатых годах XIX века, баптистский проповедник Уильям Миллер назначил время Второго Пришествия Христа на осень 1843 г. Пользуясь пророчествами Пророка Даниила и словами Христа, как он решил, можно вычислить конец света. Хотя сам же Христос предупредил: «О дне же том и часе не знает никто, даже ангелы небесные, а только один Отец» (Матфей XXIV:36). Он ввёл в заблуждение около ста тысяч людей из различных конфессий. Но Страшный Суд и конец света не наступили, после чего он ещё раз сел над книгами и определил уже точную дату: 21 марта 1844 г., но и тут произошла какая-то математическая ошибка, после чего дата была исправлена на 22 октября 1844 г. Наступило «Великое разочарование». То есть, как у королевы Кристины: год прошёл — и люди поняли, что их обманули. К сожалению, эти обманутые люди не последовали примеру королевы Кристины, а создали частично новое религиозное направление «Адвентистов седьмого дня». Придумали себе и знак отличия: надо праздновать как день Господень не воскресенье, а субботу, ведь в Библии нигде не написано, что воскресенье заменило субботний день. Очередное заблуждение протестантского толкования Библии. Ведь, кроме Священного Писания, есть и Священное Предание. Христос воскрес из мёртвых, это новое творение и обновление человечества. Поэтому с того момента надо праздновать воскресный день, а не субботу.

Но для нас остаётся вопрос: как толковать правильно слова Христа? «Истинно говорю вам, что не минёт род этот, доколе всё не исполнится» (Лука XXI:32). Всё-таки эти слова Его сказаны в связи с кончиной света и с пришествием Его на Страшный Суд…

Слова Христа не могут быть ошибочными. Только мы можем ошибаться в толковании их. Через 37 лет после того, как Он сказал эти слова, Иерусалим и храм были разрушены римскими войсками. Когда армия Рима приближалась, христиане вспомнили слова Христа: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый воинством, тогда знайте, что приблизилось разорение его. Тогда, кто в Иудее, да бегут в горы; и кто в средине его, да уходят; а кто вне города, да не входят в него» (Лука XXI:20-21). Они это и сделали — и спаслись. А для жестоковыйных евреев наступил судный день. Тысячами римляне распинали убегавших бунтовщиков. Многие из этих людей слышали слова Христа и увидели разрушение Иерусалима и храма Божьего. Для евреев это равносильно концу света.

И вот, друзья, эти слова Христа сказаны и нам всем, и каждому лично. «Истинно говорю вам, что не минёт род этот, доколе всё не исполнится» (Лука XXI:32). В каждом поколении можно увидеть Суд Божий в миниатюре. И мы с вами это увидели 26 декабря 2004 г. Одно из самых значительных землетрясений в Индийском океане вызвало цунами, ставшее самым смертоносным в современной истории. Магнитуда землетрясения  составила, по разным оценкам, от 9,1 до 9,3 баллов по шкале Рихтера. Это землетрясение входит в тройку самых сильных землетрясений за всю историю сейсмологических наблюдений.

Эпицентр землетрясения находился в Индийском океане, к северу от острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия). Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки, юга Индии, Таиланда и других стран. Высота волн превышала 15 метров. Цунами привело к огромным разрушениям и огромному количеству погибших людей. Последствия ощущались даже в Порт-Элизабет, ЮАР, в 6900 км от эпицентра.

Погибло, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек. Точное число погибших неизвестно, так как множество людей было унесено водой в океан.

Разрушенная деревня у побережья Суматры (2 января 2005 г.)

Вот, 26 декабря, когда надо было отмечать Рождество Христово, жирные туристы из христианских стран находятся на пляжах, нищие тайцы продают своих детей на утехи туристам — и большая волна все эти злачные места смывает…

Каждое поколение может увидеть Суд Божий и Пришествие Христа, если только захочет открыть свои глаза.

Но мы можем подготовить другое Пришествие Христа, намного более приятное. Пришествие Христа как малого, ласкового дитяти.

Между милостивым Пришествием в Вифлеемский хлев в прошлом и Пришествием ко Страшному Суду в будущем ещё есть третий способ, которым Господь может прийти к нам: через все семь Таинств Церкви. Это тайное, невидимое пришествие Христа в душу человека благодаря Таинствам.

В этом контексте Христос говорит в Откровении Святого Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение III:20).

Новый литургический богослужебный цикл представит нам снова самый основной вопрос: «Будем ли мы отворять двери наших сердец пришествию Спасителя?»

Вот главная задача этого времени, Адвента — отворить двери людских сердец. Поэтому отныне в богослужебных текстах часто повторяется Псалом XXIII: «Поднимите врата ваши, правители, и отворятся врата вечные, и войдёт Царь славы. Кто сей Царь славы? Господь воинств — Он Царь славы» (Псалмы XXIII:9-10).

«И отворятся врата вечные!» Точно сказано, что душа наша вечная, бессмертная. Поэтому и врата её вечные. Кому она отворит себя, от этого зависит её вечная судьба. Внимательно прочитаем, что душа не сравнивается только с домом, так как её врата надо поднимать. Душа наша таким образом сравнивается с крепостью или с замком. Там такие тяжёлые врата, которые с великой силой надо отворять. Итак, если мы хотим отворить двери наших сердец, то от нас требуется определённый труд. Поэтому Адвент имеет фиолетовый цвет — символ покаяния и преодоления человеческих похотей.

«Поднимите врата ваши, правители, и отворятся врата вечные, и войдёт Царь славы. Кто сей Царь славы? Господь воинств — Он Царь славы».

Псалмы XXIII:9-10

Пусть Господь нам поможет приготовить достойно Его тайное Пришествие в наши слабые сердца.


Отец Вернер Готфрид Бёзигер FSSPX

27 ноября 2022 года, Минск

Иллюстрация: «Разрушение Иерусалимского Храма», Франческо Хайес, 183х252 (см), масло на холсте, 1867.