ВЕЛИЧИЕ МАРИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О молитве «Salve, Regina»

В этой части рассматриваются многие обильные милости, которые Матерь Божия дарует своим почитателям (по молитве «Salve, Regina»).

ГЛАВА II

Vita, dulcedo

Раздел 3. Мария делает смерть сладкой, приятной для своих слуг

«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья»[1]. Настоящие друзья и близкие познаются не во времена процветания, но в час невзгод и страданий. Мирские друзья не покидают друг друга в час процветания; но в любом несчастье, постигающем человека, а особенно в час смерти, друзья сразу же покидают его. Но Мария не покидает Своих преданных слуг. В горе, и особенно в час смерти, когда наши страдания наибольшие из тех, что можно пережить на земле, наша добрая Госпожа и Мать не покидает Своих верных слуг; Она наша жизнь во время нашего изгнания и наша сладость в час смерти, ведь Она обретает нам блаженную и сладкую смерть. Ибо с того великого дня, как на горькую долю Марии выпало присутствовать при смерти Её Сына Иисуса, главы избранных, Она обрела благодать помогать всем им при смерти. Поэтому Святая Церковь наказывает нам молиться Пресвятой Деве, чтобы Она особым образом помогла нам в смертный час: «Молись о нас грешных, ныне и в час смерти нашей».

Страдания умирающего очень велики: из-за угрызений совести от совершённых грехов, из-за страха приближающегося суда и неуверенности в вечном спасении. В этот момент дьявол особо напрягает все свои силы, чтобы заполучить уходящую в вечность душу; он знает, что времени на это мало, и если он потеряет эту душу, то навеки. «К вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени»[2]. Когда кто-либо на пороге смерти, его дом наполняется демонами, которые объединяются, чтобы привести его к погибели.

Святой Андреа Авеллино рассказывал, когда был при смерти, его пришли искусить десять тысяч злых духов, и мы читаем в его Житии, что в агонии он так неистово боролся с адскими силами, что это заставило всех присутствовавших монахов дрожать. Они видели, как на лице святого нарастало беспокойство, да так, что оно почернело, его конечности тряслись, он был очень взволнован, реки слёз лились у него из глаз, а голова сильно тряслась. Всё это было знаком ужасной атаки адских сил, которой он подвергся. Все монахи плакали от сострадания, умножая свои молитвы и дрожа от страха, когда видели, как умирал святой. Их утешало то, что святой часто направлял взор, как бы ища помощи, к образу Марии, ибо они помнили, что он на протяжении всей жизни часто говорил: в час его смерти Мария будет его убежищем. Наконец, Богу было угодно положить конец страданиям славной победой, возбуждение прошло, выражение лица обрело свою природную форму и цвет. Его глаза остановились на образе, и он склонил голову перед Марией, Которая, как верим, затем явилась ему. Как бы благодаря Её, он тихо испустил в Её руки свою блаженную душу, с отражённым на лице небесным миром. В то же время монахиня-капуцинка, будучи в агонии, повернулась к своим сёстрам и сказала: «Помолитесь «Ave Maria», только что умер святой».

Святой Андрей Авеллино (1521—1608) пережил инсульт, когда хотел приступить к Алтарю и служить Святую Мессу. По рассказу Святого Альфонса, он не сразу после этого умер. На картине, венчающей Алтарь Святых Даров в церкви Сан-Джакомо Маджоре (Крема, Ломбардия, Италия), изображены Святые Андрей Авеллино (в жёлтом орнате), Алоизий Гонзага и Станислав Костка, служащие Святым Дарам. Художник — Джамбеттино Чиньяроли, 1745.

О, как эти восстающие бегут от присутствия своей Королевы! Если при нашей смерти Мария за нас, то убоимся ли всех сил адских? Давид, страшась смертельной агонии, утешался упованием в смерти на своего будущего Искупителя и на заступничество его Девы-Матери: «Ибо, даже если я пойду сквозь тьму смерти, не убоюсь зла, ибо Ты со мною. Твоя розга и Твой посох, они утешение моё»[3]. Кардинал Хуго понимает жезл как символ Креста, а посох — как посредничество Марии, Которая была предсказанным Исайей посохом: «И произойдёт отрасль (посох) от корня Иессеева, и цветок произрастёт от корня его»[4]. Святой Пётр Дамиани говорит: «Этот могущественный посох — Божественная Мать, и им усмиряется ярость демонов»[5]. Отсюда Святой Антоний подбадривает нас, говоря: «Если Мария за нас, то кто против нас?»[6] Отец-иезуит Мануэль Падиаль был при смерти, когда ему явилась Мария и в утешение сказала: «Наконец настал час, когда Ангелы, ликуя, говорят тебе: “О счастливые труды! О вознаграждённые умерщвления!”». При этих словах дьявольские полчища в отчаянии бежали, крича: «Увы! У нас нет силы, ибо Та, на Которой нет пятна, защищает его»[7]. Похожим образом злые духи нападали на отца Джаспера Хэйвуда, когда он умирал, у него были большие искушения против веры; он немедленно предал себя Пресвятой Деве, а затем воскликнул: «Благодарю Тебя, о Мария, что Ты пришла ко мне на помощь»[8].

Святой Бонавентура говорит, что Мария посылает Архангела Михаила со всеми Ангелами на защиту Своих умирающих слуг, чтобы защитить их от атак злых духов и принять души тех, кто особенно и постоянно отдавался на Её попечение[9].

Когда человек уходит из этой жизни, Исайя говорит, что ад бушует и посылает своих самых страшных демонов, чтобы искушать душу, пока она не покинет тело, а затем обвинить её, когда она предстанет пред судилищем Иисуса Христа: «Ад преисподней пришёл в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоём; пробудил для тебя исполинов»[10]. Ричард Святого Лаврентия говорит, что если Мария защищает душу, то демоны даже не осмелятся обвинять её; зная, что душа защищена великой Матерью и никогда, никогда не будет осуждена[11]. Святой Иероним писал святой деве Евстахии, что Мария не только помогает Своим дорогим слугам при смерти, но также приходит встретить их при переходе в жизнь на том свете, чтобы поддержать их и сопроводить на Божественное судилище[12]. Пресвятая Дева сказала Святой Бригитте, говоря о слугах Своих, которые находятся при смерти: «Тогда Я, их самая любящая Госпожа и Мать, спешу к ним при смерти, чтобы они могли утешиться и успокоиться»[13]. Святой Винсент Феррер добавляет: «Пресвятая Дева принимает души умирающих. Любящая Царица принимает души под свою защиту, и Сама представляет их пред судом Своего Сына, и так наверняка обеспечивает их спасение». А вот что было с Карлом, сыном Святой Бригитты. Он умер, служа в опасной профессии солдата, будучи далеко от своей матери. Святая боялась за его спасение; но Пресвятая Дева открыла ей, что Карл был спасён за любовь, которую имел к Ней, в воздаяние за которую Она помогла ему при смерти и внушила ему совершить христианские акты, необходимые в тот момент. Святая видела Иисуса, восседающего на троне, и одновременно с этим — дьявола, подносящего два обвинения против Пресвятой Девы. Первое состояло в том, что Мария предотвратила искушение Карла в момент смерти; второе — в том, что Мария Сама представила эту душу Судье, тем самым спасши её, даже не дав ему [дьяволу] возможности предъявить причины, по которым он претендовал на неё, как принадлежащую ему. Затем Она увидела, что его увели от Судьи и душа Карла была взята на Небеса. «Наложи на ноги твои путы её и на шею твою цепь её… Ибо при смерти ты найдёшь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе. Путы её будут тебе крепкою защитою, и цепи её — славным одеянием»[14]. Блажен ты, брат, если при смерти окажешься связанным сладкими узами любви с Матерью Божией! Эти цепи — цепи спасения, которые обезопасят тебя для вечного спасения и дадут тебе при смерти тот блаженный мир, который будет началом вечного мира и покоя. Отец Бинетти в своей книге «О совершенствах нашего Господа», в главе XXXI, рассказывает, что присутствовал при смерти одного преданного слуги Марии, и слышал его последние слова: «О отец мой, знали бы Вы, какое счастье я нахожу в том, что служил Пресвятой Матери Божией! Я не могу описать Вам радость, которую чувствую сейчас». Отец Суарес, будучи всю жизнь очень предан Марии, часто говорил, что он охотно обменяет все свои знания на заслугу одного «Радуйся, Мария», и умер с такой радостью, что в последний момент воскликнул: «Я никогда не думал, что умирать будет так приятно — Non put abamtam dulce esse mori». И ты, благочестивый читатель, без сомнения почувствуешь тот же мир и радость, если при смерти вспомнишь, что любил добрую Мать, которая всегда верна Своим детям, постоянно вверявшимся Её могущественному покровительству, верно служившим Ей, приносившим Ей свои приношения из посещений, Священных Розариев, постов, благодарностей и восхвалений.

Смерть нераскаявшегося грешника (слева) и смерть праведного слуги Марии (справа).

Ты не лишишься такого утешения из-за своих грехов, если отныне и впредь будешь стараться хорошо жить и служить благодарной и снисходительной Госпоже. В испытаниях и искушениях, которыми атакует тебя дьявол, чтобы ты впал в отчаяние, Она утешит тебя, и даже Сама явится помочь тебе, когда будешь умирать. Мартин, брат Святого Петра Дамиани, как повествует сам святой, осознав, что он обижал Бога, пришёл однажды к Алтарю Марии, чтобы посвятить себя служению Ей. Повязав пояс вокруг шеи в знак своей службы, он сказал: «Моя Госпожа, зеркало чистоты, я, несчастный грешник, оскорбил Бога и Тебя, нарушив целомудрие: у меня нет иного лекарства, кроме как отдаться в услужение Тебе. Сегодня я посвящаю себя на служение Тебе, прими меня, бунтаря, не презирай меня». Затем он положил на Алтарь определённую сумму денег, обещая жертвовать то же каждый год как дань почтения к Марии. Спустя некоторое время Мартин умер; но перед смертью люди слышали, как он говорил: «Вставай, вставай, воздай должное своей Госпоже», а затем: «Как любезно, о Царица Небесная, что Ты снизошла посетить Своего бедного слугу. Благослови меня, о Госпожа, и позволь не потеряться после того, как Ты почтила меня Своим присутствием». После этих слов вошёл его брат Пётр. Мартин рассказал ему о визите Марии, и как Она благословила его, причитая, что присутствующие не встали при Её входе; и вскоре после этого тихо отошёл к Господу. Такой будет и твоя смерть, о мой читатель, если ты верен Марии, даже если ранее ты обижал Бога. Она даст тебе сладкую и счастливую смерть.

Если ты очень обеспокоен и мужество покидает тебя при виде совершённых тобою грехов, Она придёт успокоить тебя, как приходила к Адольфу, графу Эльзасскому, который оставил мир и стал францисканцем и, как повествуют Хроники, был очень предан Матери Божией. Когда пришли его последние дни, то, помня жизнь, которую он вёл в миру, и строгость Божественного Правосудия, он стал бояться смерти и сомневаться в своём спасении. Затем Мария, Которая бдительно следит, чтобы Её верные слуги не попадали в беду, в сопровождении многих святых явилась ему и подбодрила его нежными утешительными словами: «Мой дорогой Адольф, ты Мой, ты отдал себя Мне, почему же тогда ты так боишься смерти?»[15] Слуга Марии утешился, и всякий страх исчез, он умер в мире счастливым.

Давайте же и мы, хотя мы и грешники, наберёмся храбрости и станем уповать, что Мария придёт помочь нам при смерти и утешит нас Своим присутствием, если мы будем служить Ей и любить Её до конца жизни на этой земле. Наша Царица, говоря однажды со Святой Матильдой, пообещала, что Она будет присутствовать при смерти всех благочестивых детей, которые верно служили Ей при жизни[16]. Боже мой, каким утешением должно быть в последний час жизни, когда решается наша участь на всю вечность, увидеть рядом с собой Царицу Небесную, укрепляющую и утешающую нас обещанием защиты! Кроме уже приведённых примеров помощи Марии верным Своим слугам, вы можете найти их бесчисленное множество в различных книгах. Такая милость была дарована Святой Кларе, Святому Феликсу-капуцину, Святой Кларе из Монтефалько, Святой Терезе, Святому Петру Алькантарскому. Ко всеобщему утешению я упомяну ещё несколько примеров. Отец Крассе рассказывает, что Святая Мария из Уаньи́ видела Пресвятую Деву у возглавия благочестивой вдовы, которую мучил сильный жар. Пресвятая Дева стояла возле неё и утешала, обмахивая веером. Святой Иоанн Божий при смерти ожидал появления Марии, Которой он был невероятно предан; но видя, что Она не приходит, был очень огорчён и, наверное, стал немного жаловаться. Но спустя некоторое время Пресвятая Матерь явилась ему, и, как бы упрекая его за желание неуверенности, сказала ему нежные слова, которые должны вдохновить всех слуг Марии: «Сей есть час, в который Я никогда не оставляю преданных слуг Моих»[17]. Это было, как если бы Она сказала ему: «Мой Иоанн, ты что, думал, что Я покинула тебя? Теперь понимаешь, что Я не могу покинуть своих преданных детей в час смерти? Я не пришла раньше, потому что тогда ещё не пришло время; но теперь пришла и готова забрать тебя, пойдём в Рай». Вскоре после сего святой почил и воспарил в Небеса, воздавая вечное благодарение своей любящей Царице[18].

ПРИМЕР

В заключение я расскажу ещё один пример на эту тему, чтобы показать, как огромна нежная любовь доброй Матери к Своим детям, когда они умирают.

Один священник пошёл навестить смертельно больного богача в своём городе. Он умирал в роскошном доме, и множество родственников, друзей и слуг толпилось около его кровати. Но среди них священник увидел несколько демонов, которые как гончие собаки хотели наброситься на его душу и почти сделали это; ибо он умирал во грехе. В то же время за ним послали к бедной умирающей женщине, которая желала принять Святые Таинства. Не имея возможности оставить умирающего богача, душа которого столь нуждалась в помощи, он послал к ней другого священника, который пошёл к ней, принеся Святое Причастие. В жилище этой доброй женщины не было ни слуг, ни свиты, ни роскошной мебели — она была очень бедна, и у неё было лишь немного соломы на подстилку. Но что же он увидел? Он увидел великий свет, а возле ложа умирающей была Матерь Божия Мария, утешавшая её и вытиравшая тканью пот с её лба. Увидев Марию, священник не осмеливался войти, но Она сделала ему знак, чтобы он приблизился. Он вошёл, Мария указала ему на место, где он мог сесть, чтобы выслушать Исповедь Её слуги. Бедная женщина исповедалась, приняла Святое Причастие с большим благочестием и наконец счастливо почила в руках Марии[19].

МОЛИТВА

О моя любимая Мать, какой будет смерть у меня, бедного грешника? Даже сейчас, думая об этом великом моменте, о своей смерти, о том, что я предстану перед Божественным Судом, и помня, как часто по нечестивому своему согласию я собственноручно подписывал свой приговор проклятия, я дрожу, я смущён и очень боюсь за своё вечное спасение. О Мария, надежды мои — на Кровь Иисуса и Твоё посредничество. Ты — Царица Небесная, Госпожа Вселенной! Достаточно сказать, что Ты — Матерь Божия. Ты великая, но Твоё величие не отделяет Тебя от нас; оно даже располагает Тебя иметь больше сострадания к нашим бедам. Когда наши земные друзья возводятся в какое-либо достоинство, они отделяют себя от тех, кто остался в низком положении и не снисходят даже до взгляда на них. Но у Тебя любящее и благородное сердце, и Ты обращаешь Свой взор на самих убогих, больше всего желая принести им облегчение. Когда Тебя призывают, Ты сразу же приходишь к нам на помощь, и даже предвосхищаешь наши мольбы; Ты утешаешь нас в наших скорбях, рассеиваешь любые бури, низлагаешь наших врагов; одним словом, Ты никогда не упускаешь возможности сделать нам добро. Да будет же навеки благословенна Божия Рука, объединившая в Тебе столько величия и нежности, столько могущества и любви! Я всегда благодарю Господа и поздравляю себя, что могу рассматривать Твоё счастье и своё, Твою судьбу и свою как одно целое. О утешительница скорбящих, утешь того, кто в своих несчастьях поручает себя Твоей опеке! Меня мучат угрызения совести за множество грехов моих; Я не уверен, что раскаялся так, как должен; я вижу, как испорчены и несовершенны все мои дела. Дьявол ожидает моей смерти, чтобы обвинить меня. Божественная Справедливость нарушена и должна быть восстановлена. О Матерь моя, что со мной будет? Если Ты не поможешь мне, я потеряюсь. Ответь мне, поможешь ли Ты? О милосердная Дева, утешь меня; обрети для меня силу измениться и быть верным Богу до конца оставшейся жизни. А когда я буду в предсмертной агонии, о Мария, надежда моя, не покинь меня; в тот час более чем когда-либо помоги мне, спаси от отчаяния, которое висит надо мной из-за моих грехов, в которых демоны станут обвинять меня. О Госпожа, прости мою дерзость, но я прошу Тебя прийти в тот миг и утешить меня Своим присутствием. Даруй мне эту милость, которую Ты столь многим оказала, я также желаю получить её. Моя дерзость велика, но ещё больше — Твоя благость, ищущая самых несчастных, чтобы утешить их. Я верю в эту Твою благость. Да будет это во славу Твою вечную, что Ты от ада спасёшь жалкого негодяя и приведёшь его в Царствие, в котором я надеюсь утешиться, пребывая всегда у Твоих ног, чтобы благодарить, благословлять и любить Тебя всю вечность. О Мария, я жду Тебя, не покинь меня безутешным в смертный час. Приди, приди. Аминь, аминь.


[1] Omni tempore diligit qui amicus est, et frater in angustiis comprobatur. — Притчи XVII:17.

[2] Descendit diabolus ad vos, habens iram magnam, sciens quod modicum tempus habet. — Откровение XII:12.

[3] Et si ambulavero in medio umbræ mortis, virga tua, et baculus tuus, ipsa me consolata sunt. — Псалмы XXII:4.

[4] Egredietur virga de radice Jesse, et flos de radice ejus ascendet. — Исаия XI:1.

[5] Hæc est illa virga, qua retunduntur impetus adversantium dæmoniorum. — Проп. на Усп. Д. М.

[6] Si Maria pro nobis, quis contra nos? — Возможно, св. Антоний, но скорее Рич. св. Лавр. // Похвала Д. М., кн. 2, гл. 1.

[7] Patrignani, S. I., Menologio, 28 aprile: Del P. Manuello Padial, n. 43.

[8] Там же.

[9] Michael dux et princeps militiæ cœlestis, cum omnibus administratoriis spiritibus, tuis, Virgo, paret præceptis, in defendendis et suscipiendis de corpore animabus fidelium, specialiter tibi, Domina, die ac nocte se commendantium. — Св. Бонавен., Spec. B. V., гл. 3.

[10] Infernus subter te conturbatus est in occursum adventus tui, suscitavit tibi gigantes. — Исаия XIV:9.

[11] Quis apud judicem accusare audeat, cui viderit Matrem patrocinantem? — Рич. св. Лаврентия, Похв. Д. М. кн. 2, гл. 1.

[12] Morientibus Beata Virgo non tantum succurrit, sed etiam occurrit. — Св. Иероним. Послание 22, к Евстахии.

[13] Tunc ego carissima eorum domina et mater occurram eis in morte, ut ipsi consolationem et refrigerium habeant. — Откр. св. Бриг., кн. 1, гл. 29.

[14] Текст приведён по синодальному переводу Сирахова VII:25,29-31. Vincula ejus alligatura salutaris, in novissimis invenies requiem in ea. — Сирахов VI:29-31 по Вульгате.

[15] Adulphe mi carissime, mori cur times, meus cum sis? — Л. Ваддинг, 1239/14.

[16] Ego omnibus qui mihi pie deserviunt, volo in morte fidelissime tamquam mater piissima adesse eosque consolari ac protegere. — Луи де Блуа. Conclave animæ fidelis; ч. 2: Monile spirituale, гл. 12/ 10. Антверпен, 1632, с. 611.

[17] Hæc est hora, qua devotis meis famulis deesse nunquam soleo. — А. Говеа. Житие св. Иоанна Божия, глава 10 // Acta Sanctorum Martii. T. 1. Venetiis, 1735, p. 850.

[18] Лаврентий Хрисогон. Mundus Marianus, 2/38.

[19] Лаврентий Хрисогон. Mundus Marianus, ч. 3/38.


Перевод с английского языка осуществила Ольга Старжинская.

Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале «Молись за нас» (№ 3 (75) 2017). Размещается на сайте dominus.by с разрешения правообладателя и переводчика.