«Так положил Иисус в Кане Галилейской начало знамениям, и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его» (Иоанн II:11).

Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого!

Во Христе возлюбленные братья и сёстры! На свадьбе в Кане Галилейской Сын Божий совершил своё первое публичное чудо. Чудо было публичным, потому что его видели все многочисленные гости свадьбы. Это было также сенсационное чудо.

У одного мужчины были проблемы со злоупотреблением алкоголем. Он захотел оправдаться и начал искать плюсы в пьянстве. Он пришёл к выводу, что употребление большого количества алкоголя не может быть плохим делом, потому что, если бы на свадьбе в Кане не было выпито так много вина, Господь Иисус не пришёл бы на помощь молодожёнам с таким зрелищным чудом.

Дорогие верные, неправильное использование вещи само по себе не делает её плохой. Есть люди, которые слишком часто подносят к губам бокал вина, но это не делает вино чем-то плохим. Здесь мы имеем лишь пример неправильного использования хорошей вещи.

Что такое хорошее, умеренное потребление? В Евангелии мы читаем, что в Кане были 6 каменных сосудов, каждый из которых вмещал 39 литров напитка. Всего на свадьбе было 234 литра чудесного дополнительного вина. Вышеупомянутый любитель больших количеств вина и любитель-исследователь Библии пришёл к выводу, что на свадьбе в Кане Галилейской принимали участие не только 12 апостолов, но и 72 ученика Иисуса. Ибо в Евангелии написано, что Иисус, Его ученики и Его Мать принимали участие в брачном пиру. Таким образом, всего будет 84 дополнительных человека, для которых Господь создал 234 дополнительных литра вина. Так вот, по словам нашего любителя больших количеств вина, каждому мужчине, пришедшему с Ним на свадьбу, Господь дал почти по три литра вина. Математически этот расчёт более или менее верен, но он упускает из виду то, что произошло в Кане Галилейской. Господь, конечно же, не превратил воду в такое количество лишнего вина, чтобы напоить кого-то, но сделал это для того, чтобы поддержать новый Брак. Ведь вино — это символ жертвенной любви. И этой жертвенной любви в Браке должно быть много; супругам должно хватить до смерти одного из них, то есть до конца самого Брака.

На первый взгляд кажется, что момент первого публичного чуда не был выбран Самим Иисусом, а просто случайно был вызван неловкой ситуацией, в которой оказались друзья Иисуса, молодожёны. Однако для Бога не бывает удивительных совпадений. Бога нельзя удивить. Он знает всё. Не только то, что произошло, но и то, что произойдёт. Он всё предвидел и предвидел ситуацию в Кане. Так что время первого чуда было вовсе не случайным; оно было избрано Богом. И этим моментом совершения первого чуда было заключение Брака.

Что из этого следует? А именно то, что Христос ставит хороший христианский Брак на первое место в жизни мирян, светских людей. Именно поэтому он совершил своё первое сенсационное чудо на свадьбе.

Лютер, основатель протестантизма, утверждал, что Брак между крещёными является не Таинством, а лишь условным соглашением. Его резкое высказывание по этому поводу известно. Вот цитата из Лютера: «Брак не более Таинство, чем выращивание свиней». Что же следует на это ответить? Ответ прост. У свиней нет бессмертной души. Так что иметь детей — это не то же самое, что выращивать свиней. Животноводство — это профессия, а Брак — это Таинство. Ересиарх Виттенбергский этого не понимал, хотя был несомненно умным человеком. Мы знаем, что родители дают новому обитателю мира физическое тело, а Бог — бессмертную душу. Поэтому Брак нерасторжим и охраняется святостью Таинства.

Неслучайно первое чудо произошло во время свадьбы. Напротив! Совершив Своё первое публичное чудо, Христос возвёл естественные отношения, связь, между мужчиной и женщиной в ранг Таинства, то есть чего-то священного и охраняемого Самим Богом. От чего зависит выживание или крах христианской цивилизации? От святости, от постоянства института Брака!

Полигамия и разводы были узаконены в еврейской цивилизации. Только когда Сын Божий, наш Спаситель, Иисус Христос, пришёл в мир, он разоблачил зло полигамии и развода! Он просто запретил их! Миру это не могло понравиться. Спаситель, однако, не смотрел на мир, а восстановил первоначальную святость Брака как союза одного мужчины и одной женщины до самой смерти. «Что же Бог соединил, человек да не разлучает» (Марк X:9), — вот основа общественного порядка! Господь Иисус возвёл Брак в ранг Таинства, то есть исключил его из сферы свободных решений человека и поставил его длительность в зависимость только от Воли Божьей! Люди сами решают, жениться или нет; они сами выбирают себе мужа или жену, но как только они сделали выбор и вступили в Брак, этот Брак становится чем-то зарезервированным для Самого Бога. Святой Павел писал об этом в Послании к Ефесянам: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефесянам V:32).

Обратимся теперь к духовному смыслу чудесного вина. Вода в 6 кувшинах, или водоносах, обычно предназначалась для омовения ног, а не для питья. Естественно, если одна и та же вода для мытья ног использовалась несколько раз, она, конечно, не была пригодна для питья. Это образ катастрофического состояния, в котором существовал институт Брака до Христа. И это также картина упадка Брака в наше время, когда люди так часто живут вместе без Христа, без благодати Таинства.

Брак, не имеющий высших целей, не питаемый сакраментальной благодатью, через короткое время становится невыносимым для двух людей, его составляющих, как совершенно была непригодна для питья вода для омовения в каменных сосудах.

Вино, чудесным образом созданное Христом из низкокачественной воды, было совершенным и драгоценным. Так и благодать Таинства Брака превращает часто непростые отношения супругов в драгоценное вино жертвенной любви.

Вино также называют виноградной кровью. Последняя капля виноградной крови выжимается из винограда и ферментируется в прекрасное вино в процессе, который требует большого опыта. Вино означает, прежде всего, готовность идти на жертвы. Христос в конце Своей жизни сделает больше, чем превратит воду в вино. Наш Господь превратил вино в Свою Пресвятую Кровь.

Но вино, кроме всего прочего, ещё и радует сердце в тяготах повседневной жизни. Так что это символ жертвенной любви. «Никто не имеет любви большей, чем если кладёт душу свою за друзей своих» (Иоанн XV:13). Эта способность к жертвенности, к перенесению лишений и невзгод даётся супругам Таинством христианского Брака. Но она должна возобновляться снова и снова в совместном участии мужа и жены в Святой Мессе, Исповеди и Причащении.

Видите ли, смысл сегодняшнего винного чуда на свадьбе в Кане Галилейской не в том, чтобы оправдать алкоголиков, а в том, чтобы превратить брак из естественного союза в Таинство. Только жертвенная любовь знает верность до смерти.

«Amoris lætitia. San Giovanni Battista ammonisce l’adulterio di Erode Antipa ed Erodiade» (рус. Amoris lætitia. Святой Иоанн Креститель увещевает Ирода Антипу и Иродиаду касательно прелюбодеяния), Джованни Гаспарро, 100х150 (см), масло на холсте, 2017.

8 апреля 2016 года Папа Франциск издал послесинодальное апостольское обращение (увещевание, адгортация) Amoris lætitia, название которого можно перевести как «Радость любви». Документ был посвящён семье и её месту в современном мире. Для некоторых эта прокламация была знаком того, что Католическая Церковь, наконец, начинает понимать нужды современных людей, поскольку позволяет разведённым людям, живущим в конкубинатах или гражданских союзах, причащаться. Для одних это был добрый знак, а для других обращение Amoris lætitia стало потрясением, предательством многовекового учения Христа, ударом в самое сердце христианской цивилизации! Как может быть достоин Причастия человек, женатый или замужний, если он живёт с другим человеком в состоянии прелюбодеяния? Ведь только смерть одного из супругов ставит крест на Браке! Как всё это следует понимать?

Некоторые хотели спасти репутацию Папы Франциска и говорили, что обращение действительно не до конца продумано, но обусловлено лишь желанием дать облегчение людям, живущим в несакраментальных отношениях и страдающим от невозможности принять Тело Господнее. Иными словами, Папа немного перегнул, но сделал это из лучших побуждений, потому что любит людей.

Что думал о такой понимающей «любви» к людям Святой Пио из Пьетрельчины, носящий стигматы монах-францисканец, который не любил ходить вокруг да около и всегда называл вещи своими именами? Так вот, однажды к Падре Пио пришла вдова и спросила его, почему ей так трудно молиться за бывшего мужа. Он развёлся с ней, связался с другой женщиной и завёл детей в новых отношениях. Он заболел раком в старости. Для него вызвали священника. Священник исповедовал его, причастил и совершил Таинство Елеосвящения. Его законная жена, будучи доброй христианкой, хотела молиться за него, но что-то мешало ей это делать, она столкнулась с каким-то духовным препятствием. Она спросила о причине этого неприятного состояния. Падре Пио выслушал рассказ и дал женщине ответ, что её покойный муж просто был в аду, а потому молитвы ничем не могут осуждённому. Падре Пио сказал вдове: «Я вижу его, он ужасно выглядит». «Почему же? — спросила женщина. — Перед смертью он исповедовался, причастился и совершил Соборование». «Да, но он не раскаялся в своих грехах», — ответил Святой Падре Пио.

Дорогие друзья, эта история даёт так много пищи для размышлений! Когда рядом с умирающим стоит его конкубина, которую он называет женой; когда из этого союза произрастают дети, то как может обратиться к Богу умирающий? Как он должен признать, что вся эта вторая семья незаконна перед Богом? Как он может признать, что его дети родились во грехе? Конечно, это не их вина! Их нельзя винить в этом, но их отцу очень трудно покаяться в таких обстоятельствах. Многие женщины оказываются в ситуации, похожей на осуждённого, которого видел в аду францисканец из Пьетрельчины. В контексте процитированного ответа Падре Пио давайте спросим о позиции Папы Франциска. Разве это любовь к людям, когда мы не вытаскиваем их из болота, а просто даём им утонуть в нем?

Что же делать разведённым и второбрачным (то есть живущим в новых несакраментальных отношениях), если у них есть дети? Одна из разведённых женщин, живущих во грехе в новых отношениях, предложила своему духовнику отправиться в паломничество на Святую Землю и помолиться там в интенции своего законного мужа, чтобы он поскорее попал на Небо вследствие своей смерти. Ведь брак длится только до смерти. Таким образом, по её мнению, добрый Бог должен приспосабливаться к желаниям грешного человека, а не грешный человек — к Воле Божьей. Это так не работает! Разведённые люди и второбрачные, имеющие детей в новых отношениях, могут жить вместе ради детей, но только как брат и сестра! Это единственный способ быть не согрешить тяжко перед Богом.

Если у вас есть искушение попрать супружеское единство, вспомните слова Падре Пио, видевшего в аду разведённого и вступившего в повторный брак человека, хотя перед смертью он и исповедался, и причастился. Да, он это сделал, но, как я уже упоминал, к концу своей жизни он уже не смог искренне раскаяться в своей ошибке. Брак — это святилище Божье, и поднимать руку на это святилище — великое святотатство! Давайте помнить об этом!

Во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Отец Вернер Готфрид Бёзигер FSSPX

15 января 2023 года, Люблин

Перевод с польского языка осуществил Игорь Терещенко.


Иллюстрация: «Свадьба в Кане Галилейской», Бартоломе Эстебан Мурильо, 179х235 (см), масло на холсте, около 1672.

Картины Джованни Гаспарро являются объектом авторского права и публикуются исключительно с личного разрешения мастера.