Во Христе возлюбленные братья и сёстры! В пятницу было воспоминание Святого Власия, епископа и мученика, который в III веке, когда вели его на мученическую смерть, встретил мальчика по дороге — этот мальчик съел рыбу, и кость рыбы ему ранила горло: и мальчик попросил епископа, раз он идёт на мученическую смерть и умрёт за Христа, чтобы он просил Христа исцелить его, этого мальчика. И он исцелился. Святой Власий даже попросил Бога, чтобы Он мог помочь любому, кто будет молиться при болезнях горла. И, начиная с III века, священники каждый год, в праздник Святого Власия, освящают горло двумя свечами.

Ещё сегодня, 5 февраля, праздник Святой Агаты, мученицы, которая жила на Сицилии и остановила вулканическую лаву, которая приблизилась к городу Катания. И поэтому она является покровительницей от пожаров, в её честь освящается хлеб сегодня.

«Первые же, придя, полагали, что получат больше, но и они получили по денарию» (Матфей XX:10). Сегодня мы должны рассмотреть это Евангелие, этот горячий вопрос о справедливости Божьей. Где тут справедливость? Один работает один час — получает один денарий. Другой работает весь день — и получает то же самое. И нам кажется, что это элементарная несправедливость. Но Христос, наверное, не просто так именно эту притчу выбрал. И что Он хочет нам сказать этим?

Все получили по одному денарию. Один денарий во времена Иисуса Христа в Римской империи — это серебряная монета. От 3 г до 5 г чистого серебра. На сегодняшний день, такой денарий стоил бы от 6 до 10 беларусских рублей. Но надо сказать, что во время Иисуса Христа серебро стоило намного дороже, примерно в 10 раз дороже. Сейчас серебро не очень дорогое, но тогда серебро было в 10 раз дороже. И во время Иисуса Христа один денарий равнялся примерно тому, что сейчас сумма от 20 € до 35 €. Но 35 € в день — это даже сейчас в Беларуси неплохая зарплата. Можно сказать, многие люди были бы согласны за 35 € в день работать.

Суть притчи в том, что эта зарплата для того времени (может быть, не для нашего, но для того) очень хорошая и щедрая. Значит, хозяин очень щедрый. Но и к работникам, пришедшим около одиннадцатого часа, он ещё более щедр, потому что им дал такую же зарплату. Почему работники первого часа ошибаются? Почему они не должны жаловаться? Потому что они так договорились, во-первых. И, во-вторых, это зарплата неплохая. Работники одиннадцатого часа на следующий день будут же тоже весь день работать. И на следующий день эти работники одиннадцатого часа смогут показать, что не зря к ним господин виноградника так хорошо отнёсся. На следующий день все должны будут работать весь день и, может быть, работники одиннадцатого часа, которые накануне ещё мало работали, выполнят более сложную работу и смогут это компенсировать.

Именно так бывает, друзья, в нашей жизни: кто-то служит Богу с самого детства, ходит на службы с самого детства, молится с самого детства и старается с самого детства — есть и такие люди. Но есть и старые люди, которые были коммунистами, атеистами, а тут уже старость, слабость — и приходится потихонечку приближаться к смерти, из-за чего они тоже обращаются к Богу, получают Соборование, Исповедь — вот это и есть работники одиннадцатого часа. За то, что они так поздно обратились к Богу, они будут оценивать каждую секунду, которая останется у них, сознательно посвящать это время Богу и всем сердцем Его любить. Может быть, более горячо, чем те, которые всю жизнь служили Богу: у них эти молитвы уже рутинные, автоматические. Касательно Таинств, тоже могут ходить на Причастие и на Исповедь автоматически: за всю жизнь уже привыкли. У них это всё уже не такое великое. А у этих работников одиннадцатого часа это всё происходит с трепетом, поэтому они могут намного более горячей любовью к Богу компенсировать то, что было потеряно вместе со временем.

Один денарий в притче обозначает небесное блаженство, лицезрение Господа Бога. Как сказали мы, зарплата эта большая, но одинаковая для всех. Никто по своим заслугам не может сказать: «Я заслужил место на Небе», — никто не может говорить, что он это заслужил, потому что место на Небе — это счастье столь несказанное (лицезрение Бога, что Он нас пустит так близко к Себе), что такое никто не заслужил. Если вы проживёте сто лет в посту только на воде и сухариках, вы всё равно не заслужите это. Что бы ни сделали — не заслужили. Это Бог даёт нам намного больше, чем мы заслужили. Поэтому никто не может жаловаться на несправедливость. Бог не по справедливости даст, Он даст по щедрости Своей. Вот это очень важный момент. И всем Бог даст чрезмерно больше, чем человек заслужил. Поэтому нету повода для зависти. И Христос так и говорит: «Или око твоё зло от того, что я добр?» (Матфей XX:15).

Лежит в больнице молодой парень, который попал в аварию, и ему, к сожалению, ампутировали одну ногу: не могли его спасти по-другому. Он, как эти сегодняшние работники первого часа, спрашивает: «А где же справедливость Божья? Почему именно я сейчас являюсь калекой? Мои коллеги идут на танцы, а я тут в больнице с одной ногой. И никогда больше не буду ходить на танцы с одной ногой. Я калека — предмет презрения или, по крайней мере, предмет сожаления». Другой человек, например, живёт в банановой республике африканской и так же говорит и думает: «А где же Бог? Где же Его справедливость? Мы тут голодом мучимся, у нас такой мизер, и никак не вырваться. А в другой стране люди кушают, сколько хотят, столько денег получают, что даже не знают, как глупо их потратить, куда их деть». Он прочитает, что в мире в четыре раза больше выбрасывается еды в богатых странах, чем нужно, чтобы прокормить этих бедных и голодных людей. А где справедливость Божья? Почему так всё несправедливо? В другом месте молодая девушка, она очень маленькая по росту. Она жалуется, что жениха не найдёт, потому что она маленькая, слишком маленькая. И жалуется Богу: «Почему другие люди большие? Почему другие люди нормальные, а я такая маленькая? Если тебе не нравится цвет волос, то можно перекрасить. Но если ты маленькая, то не бывает таких каблуков, чтобы на 20 см выше стать». И вот она жалуется: «Несправедливо. Почему Бог меня не сделал хотя бы на 20 см выше?» И каждый имеет, о чём жаловаться. Почему Бог одному даёт одну, а другому — другое? Почему Господь Бог не всем даёт всё одинаково?

«Кальвин в аду», Эгберт ван Хеемскерк, 1700. Жан Кальвин известен как один из наиболее известных распространителей ереси о предопределении, уничижающей и оскорбляющей Божье милосердие и утверждающей, что Бог не желает спасения каждому человеку, но создал часть людей для вечной погибели и адских мучений. Сам Кальвин в труде «Наставление в христианской вере» писал так: «Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию».

Вот смотрите, в этой притче нашей Господь каждому даёт по одному денарию. В этом все равны. Этот один денарий — это место на Небесах. Каждый может достичь места на Небесах. Он даёт каждому человеку, безо всякого исключения, возможность спастись. Мы это называем в теологии gratia sufficiens — достаточно благодати даётся каждому, чтобы спастись. Если не спасёшься, ты сам виноват. Вот в этом все люди равные, каждый получает достаточно инспирации от Бога, чтобы спасти свою душу, чтобы взойти на Небеса. Если не попадёшь на Небо, сам ты и виноват. Но, дорогие друзья, все остальные, земные, блага: богатство, здоровье, рост и так далее — тут все люди разные. И так и должно быть! Представьте себе, если бы все люди были 1,8 м ростом, все люди имели бы одинаковый цвет глаз, одинаковые волосы, одинаковые лица. Может, надо было бы тогда каждому написать номер на груди — иначе их не отличали бы. Вы сами понимаете, что люди должны быть разными. Было бы страшно скучно на Земле, если бы все выглядели одинаково. В этом мудрость Господа Бога, что земные блага Он по-разному раздал каждому. Интеллект тоже даётся по-разному, всё даётся по-разному, как в оркестре: какой страшный был бы оркестр, если бы все играли на первой скрипке… У нас же есть второй, третий, четвёртый голос — надо разные интонации исполнять: в том и красота, многообразие, гармония многообразия. Итак, богатый человек столько получил, чтобы делиться с бедным. Он может упражняться в щедрости, побеждая свою жадность. А бедный человек может упражняться в терпеливости и в доверии Проведению Божьему. Каждый в своём состоянии имеет свои опасности и имеет свои преимущества. Может быть, если этот бедный человек был бы богатым, он все деньги потратил бы для греха и пошёл бы 100 % в ад.

Так, однажды очень интересное такое было событие: строили большой канал между двумя озёрами, строили канал, потому что между ними река была такая, что вся территория была одним сплошным болотом, а люди всё время болели малярией, погибало много людей. И в XIX веке решили: «Давайте построим канал и осушим эти территории». И там сейчас очень плодоносная земля, нету никакой малярии. Но, когда строили этот канал, шёл целый месяц дождь. И уже было невозможно работать лопатами: к ботинкам приклеивалась земля — было просто почти невозможно работать. И люди не хотели выходить на работу. Тогда главный инженер вышел с лопатой сам и начал работать, после чего один из рабочих пришёл и сказал: «Если бы я был главным инженером, я бы лопату не взял бы в руки», — на что получил ответ: «Поэтому Бог тебя и не сделал главным инженером». Вот видите, почему одни богатые, а другие бедные. В этом тоже есть какой-то высший смысл.

Попросим сегодня у Господа Бога, чтобы мы имели большую преданность Воли Божьей, чтобы мы не завидовали другим людям, что они имеют какие-то иные земные блага. Не надо завидовать никому. Каждый несёт свою долю креста, свою долю трудностей. Каждому Бог дал то, что ему надо, поэтому не нужно завидовать никому. Надо самому спасти свою душу и получить один денарий — больше не получишь. Это значит, место на Небесах.

Во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Отец Вернер Готфрид Бёзигер FSSPX

5 февраля 2023 года, Минск


Иллюстрация: «Притча о винограднике», Андрей Николаевич Миронов, 110х170 (см), масло на холсте, 2011.