Томас Шмитт считает свою работу призванием. Первоначально он сам хотел стать священником, сегодня же он обшивает духовенство. В течение 17 лет он работал художником по костюмам в оперном театре Кёльна, пока один знакомый капеллан не попросил его пошить сутану. Именно тогда Шмитт открыл своё истинное призвание, как он выразился, «свою страсть» — изготовление литургических параментов. 

Под этим термином подразумевается всё текстильное, что используется в церковном пространстве и в Литургии: от ковров до покровов алтаря, от литургической утвари до одеяний епископов, пресвитеров, диаконов и министрантов. В 2003 году Шмитт открыл свой первый бизнес в Бергиш-Гладбахе, а в 2007 году решился на то, чтобы работать на старом предприятии в центре Кёльна. Там под брендом «Шмитт-Параментен/Поликарп Реусс» он продаёт и повседневную одежду для священников: костюмы, сутаны, рубашки под колоратки (римские воротники). С 2012 года Шмитт дополнительно управляет филиалом в марийном санктуарии в городе Кевелар. Несмотря на снижение числа священников, бизнес процветает. Об этом и о многом другом мы поговорили с 52-летним портным в интервью.

Вопрос: Господин Шмитт, Вы производите литургическое облачение и священническую одежду по индивидуальному заказу. А что было самым причудливым желанием клиента в Вашей карьере?

Шмитт: [хмурится] Ну да, мы делаем, между прочим, и бирреты — известные шляпы священиков с четырьмя крыльями сверху. Однажды в наш магазин пришел священник с особенно причудливым желанием: он хотел иметь биррету с дополнительными крылышками, которые торчали бы вниз, чтобы прикрывать уши, и складывались, как в шапке-ушанке [смеётся]. Однако этого было недостаточно: кроме того, он хотел вшить в шляпу кармашек, куда можно было бы засунуть карманную грелку. Очевидно, этому священнику было очень холодно в голову и, чтобы он не замерзал, ему нужна была эта особая «роскошная шляпа» (бурно смеётся).

Вопрос: Как обычно это происходит? Священники приходят в Вашу лавку, советуются, делают примерки?

Шмитт: Да, это действительно похоже на универмаг. Даже священники, даже епископы любят ходить по магазинам. Они приходят к нам либо с конкретными требованиями, либо без них. Иногда они ищут одежду для повседневной жизни, иногда литургическую. У нас, конечно, есть и готовая, уже пошитая, литургическая одежда, которая висит здесь как образец. Так что люди могут прийти и взять что-то сразу, если им оно нравится. Но основное внимание уделяется индивидуальным заказам. Для этого нам часто приходится ездить в церкви, где эти облачения должны будут быть использованы.

Вопрос: Почему для Вас так важно ездить в церкви?

Шмитт: Литургическая одежда должна соответствовать не только вкусу священника, но, прежде всего, сакральному строению. Так что едем и смотрим непосредственно на церковь: что там находится, какие цвета нам нужны, как должна выглядеть общая композиция? После этого мы делаем лекала и, если клиент одобряет их, мы в мастерской приступаем к реализации проекта. Например, в роскошной барочной церкви я бы не одевал затейливо оформленное облачение. В таком случае можно очень легко потеряться... Священник как бы пропадает, сливается с интерьером в своём облачении... Раньше ходили в богато расшитом облачении, например, со сценами из жизни Иисуса. Ведь не все люди умели читать и писать. По этой причине, а также из соображений сакральности, облачение было максимально образным и символическим. Сегодня это уже не всегда востребовано. Теперь литургические одеяния делают более простыми, тривиальными, сдержанными.

Вопрос: Как долго Вы работаете над облачением священника? Какова его стоимость?

Шмитт: Это совершенно по-разному бывает. Возьмём, например, орнат (казулу): если его обильно расшивать, можно рассчитывать, в общей сложности, на три-четыре недели рабочего времени; если же изготавливать его в аппликационных техниках — то есть, когда есть всего лишь нашивки сверху (наподобие заплат) — изготовление займёт от недели до десяти дней. Самое дешёвое одеяние — без вышивки, сложного дизайна или подкладки — стоит 250 евро. Самое дорогое — расшитый вручную орнат в из чистого шёлка — около 7000 евро.

Вопрос: Не находите ли Вы предосудительным то, что священнослужитель или приход могут заплатить 7000 евро за литургическое одеяние, хотя есть и более дешёвое?

Шмитт: Я считаю, что дизайн облачений сегодня должен быть довольно простым и сдержанным. Но, в то же время, это не означает введения в литургические одежды абсолютного примитивизма. Если взять шёлковые ткани, убранство сразу кажется праздничным. И тогда это подчёркивает достоинство Евхаристии — это же, в том числе, и Торжество, которое мы отмечаем, а тот, кто идёт на праздник, обычно старается выглядеть соответственно. Я всегда говорю, что для Священной Литургии достаточным можно назвать лишь самое лучшее. Ибо дело не в том, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль священника, а в том, что он действует во время Мессы у алтаря «In persona Christi» (рус. от Лица Христова). Именно по этой причине священнослужитель должен достойно предстоять там. Потому и литургическое одеяние должно быть, скажем мягко, не самым дешёвым из дешёвых.

Вопрос: Вы ведь уже несколько лет занимаетесь бизнесом. Имея опыт прошлого, можно ли предвидеть тенденции развития литургической моды, которые будут в будущем?

Шмитт: Вкусы, конечно, разные, и маятник качается то в одну, то в другую сторону. При Папе Бенедикте носили больше кружев, чем это имеет место сегодня. При Франциске всё снова стало немного проще. Что же касается параментов в целом, то за последние 30 или 40 лет стиль остался примерно таким же. До этого было значительно больше вышивки, сегодня же, по сути, голая ткань используется как голая ткань. Раньше намного более образно работали с параментами храмов, а сегодня клиенты желают оставить символы лишь на своих одеяниях.

Вопрос: А у Вас же клиенты не только католики…

Шмитт: Точно, у меня универсальная клиентура: протестанты, православные и даже старокатолики. Впрочем, и католиков в избытке. Клиенты приезжают со всей Германии, но всё больше и больше из-за рубежа. В основном, из стран Бенилюкса, Австрии и Швейцарии. В этих государствах почти не осталось параментарных магазинов.

Вопрос: А эти клиенты и в самом деле приезжают к Вам в Кёльн или Кевелар? Или доминирующую роль в бизнесе играет онлайн-торговля?

Шмитт: Литургические облачения и другие параменты обычно заказываются у нас в соответствии со вполне определёнными представлениями. И для этого клиенты — даже издалека — приезжают в наши магазины. Они хотят, чтобы их консультировали и обслуживали лично. Но у нас, конечно, есть и интернет-магазин. Также всё более важным для нас становится и онлайн-торговля. Впрочем, там, в первую очередь, заказывается повседневная одежда священников, особенно сутаны.

Вопрос: Возвращается ли популярность сутан?

Шмитт: Действительно, мы продаём сутаны, причём как раз молодые священники их и носят. И у нас есть конкурентное преимущество, потому что сутаны в Германии почти не шьют. На мой взгляд, это тоже не самая плохая тенденция: священники должны идентифицироваться окружающими именно как священники, причём не только в храме, но и в повседневной жизни. На мой взгляд, это не обязательно должна быть классическая сутана, но вот рубашка с характерным белым (римским) воротником — колораткой — обязательно должна быть в гардеробе священника.

Вопрос: Священников становится всё меньше [Примечание команды «DOMINUS»: Речь идёт о Германии, в которой безбожие и, как следствие, кризис призваний стремительно набирают обороты.]. Как Вы думаете, у Вашей профессии есть будущее?

Шмитт: Я не могу сейчас жаловаться, совсем наоборот. У нас есть множество заказов до ноября, в том числе 21 по поводу примиций (примиция — первая Месса новопоставленного в духовный сан пресвитера). Более того, мы не можем принимать сейчас новые заказы. Наше преимущество — это, безусловно, собственная мастерская, в которой мы можем ориентироваться на запросы клиентов. Большинство магазинов не имеют этого и работают исключительно с поставками из-за рубежа. Тем не менее, мы уже замечаем уменьшение спроса и в нашей отрасли. Все больше монастырей закрывают свои мастерские, а также наши коллеги и поставщики, такие как, например, «Paramentenweberei», в последние годы, вынуждены были закрыть свои магазины. Но я бы сказал, что, пока у Церкви есть будущее, у магазинов тоже есть перспективы. Проблема нехватки священников существует. Но есть и другие формы поклонения Богу, кроме Евхаристии, — например, Литургия Слова Божьего. И, наверное, в ближайшие годы для нас будет больше работы: будем шить литургическую одежду для мирян. [Примечание команды «DOMINUS»: Помолимся за Католическую Церковь в Германии. Видимо, всё очень и очень плохо...]

Вопрос: Может быть, Вы, раскроете нам своего самого выдающегося клиента?

Шмитт: [смеётся] У нас много выдающихся клиентов, но я не люблю их раскрывать. Я могу сказать только одно: из нынешних немецких епископов 90 % являются нашими клиентами, включая двух кардиналов.

Тобиас Гленц
https://www.katholisch.de/artikel/17426-unter-papst-benedikt-wurde-mehr-spitze-getragen