[Вступительное слово от команды «DOMINUS»: Проблема поведения мирян на Святой Мессе во всём мире принимает катастрофические масштабы. Увы, беда пришла и в Беларусь. Мы уверены, что происходит это не из-за злого умысла, но вследствие банального незнания. Тем не менее, неосознанные действия, десакрализирующие Литургию, имеют далеко идущие последствия. Образно говоря, сегодня весь приход стоит в позе Оранты, а завтра, почитав новости на смартфоне во время Консекрации, спокойно берёт Тело Христа в руку, стоя, да ещё и периодически унося Его потом домой.

К сожалению, эта, казалось бы, фантастическая картина является в наше время обыденной для Германии — страны со славным католическим прошлым, где теперь духовный кризис принимает такие масштабы, что от некоторых новостей оттуда становится просто не по себе. Любая тяжёлая хроническая болезнь начинается с лёгких, почти незаметных, клинических проявлений. Любым анархии и упадку предшествует всего лишь небольшой беспорядок. Мы не можем молчать. Предлагаем Вам статью, в которой будут даны ответы на вопросы касательно позы Оранты. Поделитесь её со своим приходом.]

Часто, так называемые, консервативные (их ещё называют «традиционалистами») и либеральные (именуемые зачастую «модернистами») католики спорят, следует ли стоять в позе Оранты во время молитвы «Отче наш». [Примечание команды «DOMINUS»: На наш взгляд, подобное разделение католиков на лагеря носит искусственный характер и некорректно.] Чтобы понять, кто прав, стоило бы обратиться к Римскому Миссалу. Однако проблема в том, что ответа на этот вопрос он не даёт. Поэтому многие прихожане приходят к ошибочному выводу, что на Святой Мессе они могут делать или не делать знаки Оранты (якобы, выбор остаётся на своё усмотрение). Тем не менее, в инструкции «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ УЧАСТИЯ НЕОРДИНИРОВАННЫХ ВЕРНЫХ В СВЯЩЕННОМ СЛУЖЕНИИ СВЯЩЕННИКА» [Примечание команды «DOMINUS»: На русском или белорусском языке мы её не нашли. Командой в ближайшее время будет подготовлен неофициальный любительский перевод инструкции с английского языка, который будет размещён на нашем сайте в разделе «Хранилище документов». Вы можете ознакомиться с официальными переводами на английском, французском, немецком, итальянском, португальском и испанском языках по ссылке
(http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cclergy/index_en_pres_docuff.htm).

Открывайте там «ON CERTAIN QUESTIONS REGARDING THE COLLABORATION OF THE NON-ORDAINED FAITHFUL IN THE SACRED MINISTRY OF PRIEST» на желаемой Вами языковой версии.], выпущенной в Ватикане 15 августа 1997 года Конгрегацией по Делам Духовенства, читаем:

«В Евхаристическом священнопраздновании диаконы и миряне не могут произносить определённые молитвы, например, Евхаристическую молитву с её заключительной доксологией или любые другие молитвы, предназначенные исключительно для священника (пресвитера или епископа), совершающего богослужение. Диаконы и миряне также не должны повторять жестов и действий пресвитера, отправляющего Евхаристию. Тяжелейшим оскорблением Мессы является для неординированных лиц отыгрывание "квази-предстояния", оставляя священнику лишь то минимальное участие, которое необходимо для обеспечения действительности Таинства».

Хотите верьте, хотите нет, но каждый раз, приходя на воскресную службу, мы видим немало людей, повторяющих евхаристические молитвы за священником, не говоря уже об Оранте. Хотя из документа выше следует, что этого делать нельзя.

Как было сказано ранее, в Римском Миссале нет указаний, как именно миряне должны стоять во время молитвы «Отче наш». Однако в нём чётко говорится, что священник должен молиться «Отче наш» с характерно протянутыми руками. Вспомним инструкцию Конгрегации по Делам Духовенства: мирянам не следует повторять жесты или действия священника. Несколько раз мы говорили об этом либерально настроенным верующим, но получали в ответ фразу, что мы «фарисеи, для которых форма важнее содержания».

Что ж. Тогда рассмотрим содержание Мессы. «Отче наш» − часть Евхаристической Литургии. Священник простирает руки вверх, акцентируя на факте обращения к Богу-Отцу. В этот момент, любители становиться в позу Оранты ещё и, как правило, берутся за руки. Такая «коллективная Оранта» чисто визуально выглядит горизонтальной, а не вертикальной, что смещает визуальные акценты Литургии. Некоторые могут возразить, что «Отче наш» − молитва всей общины, а поза Оранты это лишь подчёркивает. Тем не менее, следует напомнить таким людям, что мы являемся единой общиной не потому, что берёмся или не берёмся за руки, а вследствие совместного пребывания в Единой Святой Католической Церкви — Мистическом Теле Христа.

3 сентября 1958 года Конгрегация по Священным Обрядам и Церемониям издала документ под названием «De musica sacra et sacra liturgia» (что в переводе на русский означает «О сакральной музыке и литургии»), в котором говорится: «Так как "Отче наш" является достойной и древней молитвой для подготовки к Причастию, то вся община может читать её в унисон со священником на Тихих Мессах. "Аминь" в конце произносится всеми». [Примечание команды «DOMINUS»: Конечно, можно встретить возражение, что документ издан до Второго Ватиканского Собора и относится исключительно к Экстраординарному (Тридентскому) чину Святой Мессы. В ответ на это приведём выдержку из послесоборного, современного, Кодекса Канонического Права, а именно: «Кан. 907 – При священнопраздновании Евхаристии диаконам и мирянам не разрешается произносить молитвы (особенно евхаристическую молитву) или производить действия, свойственные священнику-предстоятелю».]

Как видим, миряне могут молиться «Отче наш» вместе со священником, сохраняя, однако, при этом ту же позу, что и раньше: стоя, сложив руки в молитве. Обратите внимание и на то, что всякий раз, вознося молитвы от имени мирян, священник стоит в позе оранты. Во время других молитв его руки сложены вместе. Внимательное наблюдение за жестами священника приведёт к лучшему пониманию литургии.

«Всё, что стоит делать, стоит делать правильно», — совершенно верно подметил американский журналист Хантер С. Томпсон. Когда речь идёт о Наисвятейшей Жертве, о Евхаристии, «источнике и вершине христианской жизни» (Lumen gentium 11), крайне важно относиться к Ней с тем уважением, которого Она заслуживает. Иисус Христос — Господь и Бог наш, Царь Царей и Король Королей, Создатель всего сущего — абсолютно РЕАЛЬНО ПРИСУТСТВУЕТ на Мессе. Такая ситуация явно не располагает к творчеству и самовыражению.

[В заключение команда «DOMINUS» хочет напомнить о крайне простой рекомендации, проверенной временем: если не знаешь, как себя вести на Мессе, повторяй за пассивным министрантом, ведь он для этого, в том числе, и стоит там — не за священником.

Нашей командой были внесены некоторые корректировки в исходную статью, с целью исправления ряда ошибок.]

http://www.catholic365.com/article/5408/the-faithful-are-not-to-use-the-orans-posture-during-the-our-father.html