Фото: kresy.pl

Тридентская Месса, Тридентский Чин Мессы, Традиционная Латинская Месса, Старая Латинская Месса, Классическая Латинская Месса, Usus Antiquior и даже Экстраординарная Форма Литургии Церкви — за этим множеством терминов скрывается Священная Литургия Римского Обряда, которая развивалась на протяжении множества столетий истории Латинской Церкви, приняла свой нынешний вид во исполнение решений Тридентского Собора при Святом Папе Пие V в 1570 году, затем подвергалась незначительным изменениям, а в настоящий момент служится в соответствии с редакцией Римского Миссала 1962 года, утверждённого Святым Папой Иоанном XXIII.

К огромному сожалению, даже пожилые жители Беларуси, да и бывших республик СССР в целом, благодаря стараниям безбожного коммунистического режима, направленным на полное искоренение религиозности населения (с особым циничным акцентом на католицизме), уже почти и не помнят Тридентскую Мессу: открыто действовали лишь считанные костёлы, посещение которых всячески порицалось советской властью и могло грозить серьёзными проблемами на работе и учёбе. К тому моменту, когда режим, бросивший вызов Самому Богу, отправился на свалку истории, уже прошёл Двадцать Первый Вселенский Собор (известный также как Второй Ватиканский), во исполнение решений которого в 1969 году Святой Папа Павел VI утвердил Новый Чин Мессы (его ещё называют Novus Ordo Missae, Новой Мессой, Современной Мессой, Мессой Павла VI и даже Ординарной Формой Литургии Церкви).

Таким образом, на территории бывшего СССР сложилась уникальная для Католической Церкви в Европе ситуация, когда в силу комплекса исторических причин Тридентская Месса была несколько призабыта, а религиозное возрождение началось уже на базе Новой Мессы. Более того, мы можем сделать смелое предположение, что большинство живущих сейчас в постсоветских государствах католиков никогда в жизни не имели опыта участия в Экстраординарной Форме Литургии Церкви.

Трудно описать словами тот восторг, охвативший некоторых членов команды «DOMINUS», когда они узнали радостную новость! Председатель Конференции Католических Епископов Беларуси Митрополит Минско-Могилёвский архиепископ Тадеуш Кондрусевич по инициативе Епископского Викария для города Могилёва и Могилёвской области епископа (с титулярной кафедрой Фурнос-Майор) Александра Яшевского SDB дал разрешение на регулярное священнопразднование Экстраординарной Формы Литургии Церкви в Соборе Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии и Святого Станислава в городе Могилёве. В своём решении Их Эксцелленции руководствовались апостольским письмом motu proprio Папы Бенедикта XVI «Summorum Pontificum» (рус. [Заботой] Верховных Понтификов), выпущенным Папой в 2007 году и значительно расширившим возможности для отправления Тридентского Чина Мессы, юридически уровнявшим Его с Новым Чином.

Таким образом, каждое второе воскресенье месяца в 14:00 в Соборе, бывшем некогда Кафедральным для самого большого по площади диоцеза мира, охватывавшего всю территорию Российской империи, проводится священнопразднование Евхаристии в соответствии с Миссалом Святого Папы Иоанна XXIII. Отправляет Священную Литургию отец Андрей Кевлич (настоятель прихода Божией Матери Белыничской в городе Горках). Некоторые члены команды «DOMINUS» с энтузиазмом выдвинулись из Минска в Могилёв, чтобы получить уникальный духовный опыт и поделиться своими впечатлениями. Поскольку их очень много, мы выделим для Вас, уважаемые читатели, лишь основные моменты.


ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ

Тридентская Месса формировалась и отшлифовывалась веками. Она несёт на себе печать проверки временем, буквально осязаемую в воздухе. Участие в Экстраординарной Форме позволяет абсолютно реально, а не гипотетически и фантазийно, ощутить и понять, как именно молились наши предки. Особенно актуально это будет для христиан из, так называемых, «традиционно католических родов» (подразумеваются семьи, где живая и святая католическая вера тщательно собиралась, бережно сохранялась и с любовью передавалась из поколения в поколение: именно эти люди стали фундаментом для возрождения католицизма с падением СССР, именно их веру коммунистам так и не удалось истребить). Побывав на Тридентской Мессе, Вы сможете легко представить, как преклоняли колени перед Живым Христом шляхтичи XVIII века и крестьяне в Западной Беларуси времён интербеллума; за что конкретно умирали католические священники, принимая мученическую смерть от очередных богоборцев; какие Мессы тайно отправлялись по ночам в сельских домах на родине Вашей бабушки в 1960-е. Прикосновение к истории становится тут абсолютно реальным. Но ещё более поражает тот факт, что Экстраординарная Форма служится по всему миру и по сей день.

ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ И ЖЕРТВЕННОСТЬ

Участники команды «DOMINUS» были на Священных Литургиях многих обрядов, существующих в Католической Церкви, в том числе, и на византийских (греко-католических) богослужениях, на Литургиях некоторых иных Восточных Католических Церквей. Тем не менее, именно Тридентская Месса, на наш взгляд, обладает одной из наиболее христоцентричных, жертвенных и торжественных форм отправления Таинства Евхаристии во всей Святой Церкви. Почтение, которое отдаётся алтарю, чудесные молитвы оффертория, правильная геометрическая «хореография» действий пресвитера и министранта, сложное каждение, торжественное пение префации, Римский Канон с его многочисленными крестными знамениями и почтительными вознесениями Гостии и Чаши и многое другое... Этими обрядовыми действиями человек показывает, что признаёт первенство Бога и Его Наивысшее Таинство, просит позволить поклониться Ему, умоляет быть достойным принесения Жертвы и участия в Жертве, которую Сын в Своей человеческой природе приносит Пресвятой Троице. Древний Римский Обряд, величественный и христоцентричный, возносит славу и поклонение Распятому Господу, бросая в лицо и уши верующих парадокс Принятия Богом Тела настолько сильно, что его становится невозможным не заметить. Именно Тридентская Месса (что, кстати, на наш взгляд объединяет её с византийской Божественной Литургией) даёт в полной мере осознать то, насколько страшными, но исполненными милосердия к людям являются Святые Христовы Таинства.


ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ И САКРАЛЬНОСТЬ

Торжественность, сакральность и нетривиальность происходящего подчёркиваются всеми возможными способами. Начать стоит с самих храмовых интерьеров, убранства алтарей и литургического облачения. Именно участие в Тридентской Мессе позволяет связать из этих красивых по отдельности атрибутов покрывало сакральной атмосферы, которое накрывает участвующих в Мессе непередаваемой словами пеленой sobria inebrietas (рус. трезвого опьянения). В этом плане, кстати, Собор Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве подходит для Экстраординарной Формы невероятно хорошо. Впрочем, отслужить Её можно и в минималистических костёлах от современных архитекторов — была бы возможность Тридентский алтарь обустроить. Почему? Ну потому что на помощь в поддержании сакрального духа и торжественной атмосферы приходят два помощника: григорианские песнопения и латинский язык. Как часто в повседневной жизни мы слышим их? Практически никогда. Григорианский хорал наполняет душу горячей духовной (не эмоциональной) тоской по Богу, которая отражается в каждом повороте мелодии, что показывает непередаваемые нюансы и неуловимые движения самой человеческой души. И если григорианские песнопения присутствуют на Тридентской Мессе не всегда (в наших реалиях лишь на Missa cantata — если дословно: «Месса, которую поют»), то латынь будет сопровождать Вас всегда: в том числе и на Missa lecta («Месса, которую читают»). Не нужно быть профессором психологии, чтобы понимать, насколько сильное воздействие оказывают на современных людей сакральные и древние языковые формы. Они подчёркивают экстраординарность происходящего и заставляют задуматься о вечном.


СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Если Вы привыкли ходить только на Новую Мессу, возможно, первые 15 минут Мессы Тридентской покажутся Вам какими-то растянутыми, делающими Вас пассивным, выбивающими из участия в Мессе. Но не спешите с выводами! Просто ждите, смотрите и слушайте. Под воздействием перечисленных выше факторов в определённый момент Вы погрузитесь в Мессу целиком. В таком состоянии человек начинает воспринимать окружающий мир несколько иначе: медитативно, созерцательно. Он существует в мире, но не принадлежит миру. Мистическая тишина, немногословность и лаконичность Экстраординарной Формы, которая невероятным образом сочетается с Её внешним триумфальным празднованием и глубиной созерцательной внутренней молитвы — они откроют Вам дверь к новым духовным переживаниям, к познанию Бога и самого себя. В момент осуществления транссубстанциации и вознесения Тела и Крови Христа для поклонения Тридентская Месса достигает высшей точки своего драматизма. Колоссальное ощущение универсальности Бога и мизерности человека соединяются в непостижимой тайне Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, недостижимого пересечения Всего и Ничего в браке, который сделал Всё слугой Ничего, чтобы из Ничего выросла вечная дружба со Всем... Как же уместно в этом контексте Последнее Евангелие, которого, увы, нет в Новом Чине.

ПОЛНАЯ ПОНЯТНОСТЬ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Несмотря на расхожий в определённых кругах стереотип о том, что Тридентскую Мессу трудно воспринимать без должной подготовки, команда «DOMINUS» составила своё мнение на этот счёт. Если Вы ходили на Новую Мессу, Вы легко и безо всяких трудностей поймёте происходящее на Экстраординарной Форме целиком. Во-первых, Месса Павла VI опиралась, в том числе, и на Мессу Иоанна XXIII, поэтому структура их (в целом, конечно же, не затрагивая частности) весьма подобна, литургические знаки используются те же самые, а моменты чтения Евангелия, проповеди, Консекрации и причащения в Тридентском Чине не заметить просто физически невозможно, если Вы имеете относительно здоровые глаза и уши. Тем не менее, принимая во внимание высокий уровень образования людей в современном мире, священнослужители делают всё для того, чтобы присутствующие миряне (при наличии у них такового желания) могли бы полностью погрузиться в процесс священнопразднования Евхаристии. Как правило (и Могилёв не исключение), Вы можете найти на лавках Чин Святой Мессы для мирян, представляющий собой по сути параллельный перевод латинского текста Мессы на национальный язык и включающий определённые рекомендации для ритуальных действий. Поскольку некоторые моменты в текстах служб меняются изо дня в день, Вам раздадут сегодняшний текст, а при регулярной практике Экстраординарной Формы предложат приобрести полный Миссал. Библейские тексты, включая Святое Евангелие, после прочтения на латыни будут продублированы на национальном языке, а проповедь будет полностью проведена на нём. Хотите читать молитвы на латыни? Без проблем. Это довольно-таки легко. Иногда для этих целей в литературе даже расставляются ударения, а обучение чтению на латинском языке занимает не больше 20 минут. Хотите просто молиться, не открывая рта, и созерцать, происходящее, медитируя? Отлично. Тридентская Месса предоставляет Вам и такую возможность. Вообще стоит отметить, что степень участия мирянина в Экстраординарной Форме поражает своим разнообразием: от просто физического присутствия и полной пассивности — до активнейшего молитвенного диалога в тех моментах, когда он ведётся. И только Вы сами определяете, как именно будете сегодня участвовать в Мессе: Она же состоится в любом случае.


УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В МАСШТАБАХ ПЛАНЕТЫ

Невероятно удобным является и факт абсолютно универсальной формы Тридентской Мессы в масштабах планеты. Уверены, у многих католиков, практикующих Новый Чин, бывали эти неловкие ощущения, когда за границей они посещают костёл, молятся на Мессе и... Что-то идёт не так... Иногда немного отличается местное изложение Novus Ordo от того, что служится на родине: совсем иначе передают знак покоя, по-другому причащаются, музыкальное сопровождение полностью иное. Ещё временами хочется помолиться вслух с людьми, а текста ты не знаешь, ибо язык абсолютно незнакомый. В этом отношении Экстраординарная Форма Литургии Церкви никогда не подведёт: в любой точке мира (за крайне редкими исключениями, вдаваться в которые мы не будем) Её отправляют по Римскому Миссалу Святого Папы Иоанна XXIII в редакции 1962 года.


 Команда «DOMINUS» нашла посещение Тридентской Мессы невероятно полезным духовным опытом и советует всем католикам, при наличии таковой возможности, узнать у приходских настоятелей и/или диоцезных епископов о том, где (если она вообще имеется) и когда отправляется Экстраординарная Форма Святой Литургии Римского Обряда. Мнение о Ней, определённо, может быть сформировано лишь на личном опыте.

А жителей Минско-Могилёвского архидиоцеза информируем о том, что следующее священнопразднование Евхаристии по Тридентскому Чину состоится в Соборе Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве 9 февраля 2020 года в 14:00.

Команда «DOMINUS»