В субботу (1 февраля 2020 года) Архиепископ Кампалы издал декрет о надлежащем священнопраздновании Пресвятой Евхаристии, в котором запретил принятие Святого Причастия в руки и ещё раз подтвердил, что лица, «проживающие в незаконном псевдосупружеском сожительстве» не могут допускаться ко Святому Причастию.

В свой декрет архиепископ Сиприан Кизито Луанга включил пять норм, которые «должны направлять священнопразднование Пресвятой Евхаристии и сдерживать злоупотребления, которые начали возникать при отправлении Месс».

Архиепископ добавил, что он всего лишь акцентирует на нормах, «относящихся к литургическому и каноническому праву Католической Церкви и базирующихся на бдительности, которую право требует от епископа, дабы не допустить злоупотреблений в литургической жизни Церкви».

Его Эксцелленция написал: «Отныне запрещено раздавать и/или получать Святое Причастие в руки» — и добавил, что Кодекс Канонического Права предписывает, что Евхаристия должна проводиться с наивысшей возможной степенью уважения со стороны верных.

«Вследствие многочисленных сообщений о профанации Евхаристии, ассоциированной с принятием Её в руки, наилучшим решением будет вернуться к более благоговейному методу принятия Святых Даров непосредственно в уста», — заявил Сиприан Кизито Луанга.

Впрочем, не совсем ясно, чем являлась предшествующая практика принятия Святого Причастия в руку: официально разрешённым церковными властями способом или спонтанно возникшей народной традицией.

Ординарий Архиепархии Кампалы напомнил, что распорядителем Святого Причастия в обычной ситуации должно быть духовное лицо (диакон, пресвитер или епископ). Исходя из норм Церкви, миряне могут получить экстраординарное право раздачи Святых Даров лишь в исключительных случаях и только с разрешения компетентных церковных властей. На практике же потребность в этом невероятно редка, если вообще имеет место. Кроме того, экстраординарные распорядители (миряне) обязаны получить Святое Причастие от ординарного распорядителя (духовные лица) до того, как начнут сами Его раздавать.

Его Эксцелленция также процитировал § 1 канона 932 Кодекса Канонического Права: «Священнопразднование Евхаристии должно совершаться в священном месте, если только в особом случае необходимость не продиктует иного». Архиепископ добавил, что, поскольку в его архидиоцезе священных мест хватает [Примечание команды «DOMINUS»: К священным местам относятся, если не вдаваться в подробности, церкви, оратории и частные молельни, святилища, алтари и кладбища.], отныне священнопразднование Евхаристии будет осуществляться только там.

«Исходя из канона 915 Кодекса Канонического Права, лица, проживающие в незаконном псевдосупружеском сожительстве, а также иные лица, пребывающие в состоянии постоянного тяжёлого греха, не могут принимать Святое Причастие», — написал архиепископ.

Стоит отметить, что под незаконным псевдосупружеским сожительством подразумевается множество ситуаций, включающих развод с попыткой вступления в повторный брак (так называемое, «второбрачие»), обыкновенное сожительство, конкубинат, полигамные отношения и так далее...

«Чтобы избежать скандалов, Месса не будет отправляться в молельнях при домах людей, проживающих в таких ненормальных ситуациях», — добавил архиепископ.

Наконец, Архиепископ Кампалы отметил, что Кодекс Канонического Права предписывает пресвитерам и диаконам носить облачения, соответствующие рубрикам, и добавил: «Строжайше запрещено разрешать сослужение любому пресвитеру, который не одет в надлежащие литургические облачения. Такой пресвитер не должен ни сослуживать, ни участвовать в раздаче Святого Причастия. Ему также не стоит находиться в пресвитерии, его место на лавках среди прихожан».

В 1969 году, спустя пять лет после окончания Второго Ватиканского Собора, Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств выпустила инструкцию, в которой сообщала, что Папа Павел VI повелел не изменять способа принятия Святого Причастия верными: нормой должно быть причащение на коленях с получением Святой Гостии в уста, а практика причащения стоя с получением Тела Христа в руки должна избегаться.

В этой инструкции, озаглавленной «Memoriale Domini», говорится о том, что там, где раздача Святого Причастия в руки уже превалирует над нормальной практикой, епископские конференции должны тщательно взвесить то, насколько целесообразно такое поддерживать вообще. Епископские конференции должны, в любом случае, обеспечить гарантию отсутствия профанациии Евхаристии, а также предотвратить распространение любых ересей и заблуждений, связанных с Таинством Евхаристии или католическим учением как таковым. Тем не менее, если епископская конференция захочет разрешить раздачу Тела Самого Христа (Господа и Бога нашего) в руки, для принятия подобного решения необходимо набрать минимум две трети голосов «За», а потом это должна утвердить Апостольская Столица. Тем не менее, каждый епископ сохраняет полноту власти в своём диоцезе и имеет право не подчиняться таким решениям конференции, если сочтёт их вредными для верных, проживающих на территории его епархии.

Впрочем, в той же инструкции написано: «Чистой правдой является то, что древняя практика некогда позволяла брать Святые Дары в руки и класть их в рот самостоятельно». Однако дальше идёт важное пояснение: «Позднее в ходе истории, по мере углубления понимания истинности Евхаристического Чуда, Его силы и реального присутствия Самого Христа в Святых Дарах, пришло глубочайшее чувство благоговения перед Таинством, а необходимость выражения наивысшей степени смиренности при получении Святого Причастия стала очевидной. Именно тогда появился обычай принятия Святой Гостии в уста верного, стоящего на коленях перед Самим Богом и покорно сложившего руки на груди. Этот метод принятия Святых Даров должен сохраняться не только из-за того, что это многовековая традиция, но, в большей степени, потому, что он наилучшим образом передаёт благоговение верных перед Евхаристией».

Конгрегация также отметила, что сама форма традиционной практики причащения наполнена истинным уважением, полна достоинства, прилична и сводит к минимуму возможность профанации Пресвятой Евхаристии. Кроме того, именно причащение на коленях в уста, когда министрант ещё и использует патену, обеспечивает надлежащее отношение к крошкам Христового Тела, которые не перестают быть Богом от того, что стали маленькими.

В инструкции написано: «Изменение подобной практики ... не просто влияет на дисциплину. Оно несёт в себе угрозу, непосредственно сопряжённую с новомодной манерой принятия Святого Причастия: угрозу потери благоговения перед августейшим Таинством Алтаря, угрозу профанации Евхаристии, угрозу искажения истинного католического вероучения».

Когда некоторые из епископов попросили разрешение раздавать верным Святые Дары в руки, Папа Павел VI решил заручиться мнением всех Римско-Католических иерархов на этот счёт. Среди опрошенных 57 % заявили, что желание раздавать Евхаристию в руки должно быть просто проигнорировано Папой. А ещё чуть больше одной трети от оставшихся 43 %, которые потенциально готовы были рассматривать это нововведение, имели сомнения насчёт подобной практики. Что любопытно, 60 % епископов посчитали нецелесообразным вводить это даже в качестве эксперимента в маленьких общинах. Более половины иерархов были убеждены в том, что верные воспримут подобное новшество резко негативно.

Поэтому в 1969 году Папа Павел VI решил не менять метод причащения верных, исходя, в том числе, и из мнения большинства епископов, комментариев литургистов и теологов, общей потенциальной опасности подобной практики.

Тем не менее, несмотря на наличие инструкции «Memoriale Domini», изданную в понтификат Святого Папы Павла VI, несмотря на многочисленные призывы принимать Святое Причастие в уста, которые провозглашались Святым Папой Иоанном Павлом II и Папой-Эмеритом Бенедиктом XVI — несмотря на всё это, практика раздачи и принятия Пресвятой Евхаристии в руки распространяется широко и стремительно, особенно на западе.

Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств выпустила в 2004 году инструкцию по поводу Пресвятой Евхаристии, озаглавленную «Redemptionis Sacramentum», в которой говорится: «Каждый верный всегда имеет право принять Святое Причастие в уста. Тем не менее, имеют место случаи, когда верные высказывают желание принятия Святых Даров в руку. Святое Причасти допустимо отпустить в руку лишь в регионах, где местная епископская конференция приняла решение о допустимости подобной практики, а Апостольская Столица признала его. Тем не менее, надо убедиться, что Святая Гостия была употреблена верными в присутствии распорядителя Евхаристии, чтобы никто не смог уйти, держа куски Тела Христового в своих руках. Если есть хоть малейший риск профанации, Пресвятая Евхаристия не должна даваться верным в руку».

[Примечание команды «DOMINUS»: Конференция Католических Епископов Беларуси допускает причащение лишь в уста. Участники нашего проекта рекомендуют, кроме того, верным, не испытывающим проблем со здоровьем, причащаться на коленях.]

catholicnewsagency.com