Часто можно услышать от многих людей, в том числе, и от католиков, что восточные католики — это продукт синтеза католичества и восточного христианства, которое не находится в единстве со Святым Престолом. Зачастую они ещё и добавляют этому значение чуть ли не «третьей конфессии», употребляя термин «униатство». Если одни называют Восточные Католические Церкви «униатством» по незнанию или привычке, то другие делают это специально, чтобы показать, что их верные не являются полноценными католиками, но переходной ступенью из «православия» в «латинство».

Но давайте разберёмся, корректно ли называть греко-католиков или каких-либо других восточных католиков «униатами», а, вернее, решим вопрос, всех ли восточных католиков можно назвать «униатами».

Сегодня в составе Католической Церкви насчитывается минимум 14 Восточных Католических Церквей греческой (византийской) традиции и 9 Церквей других восточных традиций — таких, как армянская или александрийская. Некоторые из них представляют особый интерес для нашей темы.


И первая из них — Сиро-Малабарская Католическая Церковь; эта Церковь находится в Индии и является прямым наследником христиан Апостола Фомы. Когда португальские миссионеры прибыли в Индию, они увидели там христиан, которые не имели общения с остальной Католической Церковью по территориальным причинам, связанным с географической изоляцией. Тогда они подтвердили прямое общение с Римом, которого никогда не отрицали, ведь они никогда не уходили в осознанную схизму. Исторические события вынужденно оставили их в изоляции.

Следующая Церковь имеет похожую ситуацию — Маронитская Католическая Церковь. Из-за арабских завоеваний марониты не имели возможности поддерживать общение с остальной Католической Церковью вплоть до XII века, когда пришли крестоносцы и марониты сразу подтвердили общение с Римом. Сами марониты, несмотря на возможные еретические учения, которые они могли исповедовать в изоляции (исследователи считают, что они какое-то время придерживались монофелитства), считают, что они никогда не отпадали от Вселенской (Католической) Церкви, а просто не могли контактировать с Римом из-за мусульман. Таким образом, эти две Церкви никогда не уходили в осознанную схизму и поэтому можно считать, что они не являются униатами, так как они не заключали никаких уний, ведь, чтобы заключить унию, надо отпасть от Рима, а потом воссоединиться с Ним, чего не было.


Если примеры этих Церквей недостаточно убедительны, то следует тогда поговорить об Итало-Албанской Католической Церкви. Итало- — потому что находится в Италии, а Албанская — потому что во второй половине XV века, после поражения восстания Скандербега, в Южную Италию переселилось значительное количество албанских эмигрантов. В V—VI веках, благодаря усилиям восточно-римского императора Юстиниана (до него были небольшие экспедиции на Аппенинский полуостров и небольшое количество миссионеров, но в середине VІ века Юстиниан захватил почти всю Италию), византийская литургическая традиция проникла на территорию Аппенинского полуострова.

В VIII веке византийский император Лев III перевёл эту область из юрисдикции Папы под юрисдикцию Константинопольского Греко-Католического Патриарха (потомки которого на этой кафедре впоследствие уйдут в Великую Схизму и станут называть себя «православными»), так как обряд в этих общинах был такой же, как и в Константинополе — византийский. После норманнского завоевания и потери Византией Южной Италии Римские Папы вновь восстановили свою власть над грекоязычными общинами Италии.

Когда произошла Великая Схизма (1054 год), почти ни одна византийская община в Италии не ушла в раскол, благодаря чему большинство греко-католиков Италии остались греко-католиками, в то время, как в других уголках света большая часть греко-католиков ушли в схизму, образовав христианские церковные общины византийского обряда, не находящиеся в единении со Вселенской (Католической) Церковью. Сейчас мы знаем их под самоназванием «православные». Непрестанно ведётся диалог с целью воссоединения заблудших братьев во Христе с Апостольской Столицей и возвратом их в греко-католицизм путём подписания унии.

Сегодня Итало-Албанская Католическая Церковь имеет 2 епархии и 1 территориальное аббатство Ордена Василиан в Гроттафферата. Церкви принадлежит также Папская Греческая коллегия Святого Афанасия.

Литургия традиционно проводится на греческом языке, однако после ХXI Вселенского Собора (известного также, как II Ватиканский Собор) наряду с греческим в богослужебном использовании употребляются итальянский и албанский языки.

По данным «Annuario Pontificio» за 2016 год Итало-Албанская Католическая Церковь насчитывает более 56000 прихожан, 45 приходов, 77 священников, более 100 монахов и более 10 семинаристов.

Таким образом, Итало-Албанская Греко-Католическая Церковь никогда не уходила в раскол и, тем более, никогда не подписывала унии. Данная Церковь оставалась от самого начала Католической и применить по отношению к Ней термин «униатство» никак нельзя. Важно понимать, что другие Восточно-Католические Церкви, именуемые «униатскими», своей католичностью не отличаются от Итало-Албанской Католической Церкви. Сегодня некоторые греко-католики вообще не воспринимают термин «униатство». Например, многие (если не большинство) верные Украинской Греко-Католической Церкви считают данный его оскорбительным и уничижительным, дискредитирующим греко-католицизм как явление, создающий фантом «третьей конфессии, православно-католического микса». Более того, злоупотребление этим термином может привести к тому, что люди будут забывать о том, что до Великой Схизмы практически все христианские общины византийского обряда были католическими, так как самого «православия» ещё не было (это уже адресовано тем, кто любит «крестить Русь в православие», которая на деле принимала преимущественно греко-католицизм и кое-где римо-католицизм).

Король Артур