«Чёрные католические общины» были частью Католической Церкви в Вашингтоне, столице Соединённых Штатов Америки, в течение многих веков. Но только лишь в разгар Войны Севера и Юга негры-католики в Вашингтоне смогли начать процесс строительства своего собственного прихода. А сделали они это с помощью Президента Авраама Линкольна.

В XVI и XVII веках испанские законы, действовавшие в части Северной Америки, освободили рабов, обратившихся в католицизм. Некоторые из этих людей, а потом и их потомки, основали своё собственное поселение в регионе, которое впоследствии станет частью штата Флорида.

Между тем, в Мэриленде в течение нескольких десятилетий до Американской революции миссионеры-иезуиты евангелизировали чёрных рабов, принимая некоторых из них в свой орден. На протяжении веков большое афроамериканское католическое население селилось в городах, включая Балтимор, Филадельфию, Чикаго и многочисленные населённые пункты на юге страны.

Монсеньор Чарльз Поуп, настоятель исторически негритянского прихода Святого Утешителя — Святого Киприана, рассказал, что расовые предрассудки также сыграли свою роль в католической истории региона: белые прихожане усиливали расовую сегрегацию, заставляя чёрных католиков сидеть в задней части церкви или на хорах и ждать возможности принять Святое Причастие лишь после того, как это сделают белые католики.

«Вследствие расовой сегрегации "чёрные католики" имели очень много причин покинуть католическую конфессию. Подвергаясь постоянным гонениям и плохому обращению, они всё же этого не сделали. Они остались, они работали, они построили свою собственную церковь. Это замечательная история стойкости», — сказал настоятель Поуп.

Начало негритянского католического прихода

В середине XIX века «чёрным католикам» не разрешалось молиться в главном нефе церкви Святого Матфея в центре Вашингтона. Им, вероятнее всего, было предоставлено место для молитвы в церковном подвале, и, хотя чернокожие дети должны были посещать отдельную воскресную школу, им вообще не разрешалось ходить в приходскую дневную школу.

К 1864 году «чёрная католическая община» была достаточно сильно связана с окраинами Сент-Мэтьюса, поэтому приняла решение построить своё собственное место для молитвы.

По словам историка Морриса Макгрегора, который в 1999 году написал книгу под названием «Возникновение чёрной католической общины "Сент-Огастин" в Вашингтоне», группа свободных чёрных мужчин и женщин пришла к настоятелю церкви Святого Матфея, отцу Чарльзу Уайту, чтобы узнать у него, как можно это сделать.

Уайт, по-видимому, поддерживал идею строительства нового церковного здания для негритянской католической общины, хотя изначально он и не предполагал, что она станет отдельным приходом. Он созвал комитет, в который вошли управляющий приходскими воскресными школами, а также два чернокожих прихожанина, одного из которых звали Габриэль Коукли.

Был он вашингтонским жителем, который, по словам его внучки, зарабатывал на жизнь как краснодеревщик. Некоторые источники говорят, что его жена Мэри была швеёй в Белом доме.

Уайт согласился взять на себя первый взнос за участок, на котором будет построена церковь, однако заявил, что для продолжения строительства церкви потребуются большие усилия по сбору средств.

Комитет пришёл к потенциально выигрышной идее: почему бы не провести массовый пикник по сбору средств на лужайке у Белого дома 4 июля?

Коукли, по-видимому, был выбран в качестве лидера и официального представителя общины. Всё говорит о том, что именно он лично встретился с Линкольном, дабы попросить Президента об использовании территории Белого дома для сбора средств на строительство новой церкви.

Поддержка Линкольна

Стоит заметить, что даже в разгар Войны Севера и Юга цель личной встречи с Президентом США была гораздо более реально достижимой, чем сегодня. Коукли просто обратился с просьбой о такой встрече и был приглашён в Белый дом 27 июня 1864 года.

Хотя сам Линкольн не был католиком, Президент решил помочь неграм-католикам Вашингтона построить своё собственное место для молитвы. Он сразу же согласился и велел Коукли пойти в кабинет генерала Бенджамина Френча, чтобы взять у него разрешение на проведение этого мероприятия.

Френч был известным масоном, поэтому Коукли опасался, что генерал не даст разрешение на необычное мероприятие, организованное чёрными католиками.

Тем не менее, согласно записям, генерал Бенджамин Френч официально выдал разрешение на использование лужайки перед Белым домом 30 июня 1864 года. После того, как Коукли вернулся в Белый дом, чтобы ещё раз встретиться с Президентом, Линкольн подписал его.

Тут исторические записи становятся немного размытыми...

Остается неясным, действительно ли сам Линкольн присутствовал на этом мероприятии. В статье «Washington Post» 1980-х годов говорится, что фестиваль был «проведён» Президентом и миссис Линкольн, «которые решительно поддержали строительство церкви для чёрных католиков в столице страны».

Макгрегор писал: «Президент Линкольн и члены его кабинета, вероятно, только посетили мероприятие». Так или иначе, официально это нигде не записано— по крайней мере, в трудах Линкольна нет записи. Остаётся лишь гадать, был ли легендарный лидер американского народа там на самом деле или нет...

Мероприятие прошло успешно.

По оценкам там собрались около 1500 прихожан из, по меньшей мере, шести округов. Результатом проведённого праздненства был сбор более 1200 долларов США (на тое время это была очень большая сумма).

На эти средства и были начаты работы на Пятнадцатой улице, в результате которых в 1866 году открылись школа и часовня де Поррес.

Макгрегор отмечал, что часовне потребовалось определённое время, чтобы привлечь прихожан: несмотря на суровое обращение со стороны белых в приходах, многие негры-католики всё ещё были привязаны к своим храмам.

Тем не менее, вследствие нарастания дискриминации по отношению к чёрным католикам и благодаря поддержке угнетённых со стороны итальянского священника по имени Феликс Баротти, новый приход, наконец, стал приносить плоды.

Первоначально церковь Святого Августина, которая заменила часовню де Поррес в 1876 году, находилась на том месте, где сейчас штаб-квартира «Washington Post».

Это был первый афроамериканский католический приход в городе. Популярность его была настолько большой, что он стал местом проведения первого Национального Католического Конгресса Чернокожих в 1889 году. Что касается школы при приходе, она работает уже более 150 лет.

В 1961 году приход Святого Августина слился с соседним, состоящим преимущественно из белых верующих, приходом Святого Павла, поскольку в последнем наблюдалось резкое снижение посещаемости. Новая, объединённая, религиозная община была переименована в приход Святых Павла и Августина. Впрочем, в 1982 году решили вернуть старое название, в честь Святого Августина.

Первоначальная церковь Святого Августина, к сожалению, была разрушена в 1946 году.

Тем не менее, сегодня приход при церкви Святого Августина имеет около 2000 зарегистрированных верующих и является одной из крупнейших католических общин столицы Соединённых Штатов Америки.

Автор: Иона Маккоун 

catholicnewsagency.com