В пастырском письме, предваряющем начало Великого Поста в Пепельную Среду, ординарий Архиепархии Лингайен-Дагупана Сократес Буэнавентура Вильегас попросил верующих перестать рукоплескать в церквях ни во время Святых Месс, ни после Них. «Время Великого Поста имеет мрачный фиолетовый цвет. Он имеет трезвую и спокойную ауру. Алтарные декоры сдержаны. Музыкальные инструменты приглушены. Мы воздерживаемся от удовольствий и постимся в пище», — заявил архиепископ в своём послании.

«Давайте добавим больше воздержания к этому трезвому периоду, — увещевал он. — Давайте воздержимся от аплодисментов в церквях. Пусть это воздержание от аплодисментов перетечёт в другие дни года. Ради того, чтобы во всём был прославлен только Бог, только Он!»

Архиепископ Вильегас отметил, что Пепельная Среда — это «хороший повод задуматься о ценности и важности трезвости, молчания и самоограничения в стремлении к святости жизни».

Позитивно отметив аплодисменты во время рукоположений, которые по сути выражают согласисе общины с откликом верных на призвание ко службе Богу, Его Эксцелленция заявил: «Однако это не относится ко многим из наших рукоплесканий в Церкви».

Филиппинский иерарх сказал, что аплодисменты являются продуктом скуки во время Святой Мессы, отметив, что это сводит Священную Литургию к источнику развлечений, а не духовной встречи с Христом.

«Разве эта скука не появляетсся вследствие неверно понятого чувства поклонения и молитвы? Молящаяся община становится просто аудиторией, нуждающейся в развлечении, литургические служители становятся исполнителями, а проповедники — эрудированными тамадами. Так не должно быть».

Архиепископ процитировал слова двух Пап относительно аплодисментов во время Литургии.

Согласно истории, которая, по-видимому, берёт своё начало в биографии Ф. А. Форбса, впервые опубликованной в 1918 году, Святой Папа Пий X запретил аплодисменты в Соборе Святого Петра, которые стали обычными на Папских Мессах, заявив: «Не подобает, чтобы слуге аплодировали в доме его Хозяина».

Архиепископ Вильегас также процитировал слова Папы-Эмерита Бенедикта XVI, который писал о духе Литургии: «Всякий раз, когда во время Литургии раздаётся взрыв аплодисментов из-за какого-то человеческого достижения, это верный признак того, что сущность Литургии полностью исчезла и заменилась, своего рода, религиозным развлечением».

Филиппинский ординарий отметил, что, хотя овации и означают чувство благодарности и признания хорошо выполненной работы, они часто относятся к действиям священников или прихожан. Святая Месса же должна быть направлена только на Бога, что и подчеркнул Архиепископ.

«Аплодисменты могут быть поверхностными и дешёвыми», — сказал он, добавив, что, хотя аплодисменты для благотворителей оправдывают как вдохновение для большей щедрости, «мы должны вдохновлять наших благотворителей искать сокровища, которые моль и ржа не смогут истребить, а воры не подкопаются и не украдут их».

Его Эксцелленция также отметил: «Это может даже породить неприятную конкуренцию, ревность и обиду, потому что кто-то получил меньше аплодисментов, чем другие».

«И вместо того, чтобы аплодировать за хорошо выполненное служение хора или духовенства, давайте вести наш народ к тому, чтобы мы уменьшались, дабы Господь мог возрастать», — убеждал он.

«В публичных молитвах и Литургии самосознание должно преклоняться перед Богосознанием. Мы — Церковь, призванная Богом, а не самоорганизованный клуб взаимного восхищения».

Архиепископ призвал церковных служителей противостоять аплодисментам как награде за их труды: «Сопротивляйтесь эгоизму и стремитесь к большему. Будьте стрелкой, указывающей на Бога».

Он поощрил, кроме того, и относительно короткие проповеди, говоря, что аплодисменты не должны использоваться, дабы держать прихожан «бдительными и бодрыми». «Хорошо подготовленная, краткая, вдохновенная и вдохновляющая проповедь имеет более длительную продолжительность жизни, чем прерывистые хлопки, когда Вы проповедуете».

Его Эксцелленция также призвал священников не оглашать публично во время Святой Мессы (после Причастия) имена людей и/или групп в знак благодарности за их работу или пожертвования: «Вы должны сделать эту оценку, если хотите, вне Мессы, отправив поздравительную открытку, электронное текстовое сообщение или даже посетив их лично. Будьте сосредоточены на Боге, Ему Одному да будет слава!»

Архиепископ Вильегас также подчеркнул двойственную природу Святой Мессы — как радостную, так и скорбную: «Евхаристия — это и счастливый праздник, и памятник Голгофы. Кто бы аплодировал на Голгофе? Может быть, Пресвятая Дева Мария и Иоанн, возлюбленный ученик Господа и Бога нашего Иисуса Христа, хлопали бы в ладоши? Преломление Хлеба — это воспоминание о насильственной смерти, через которую прошёл Господь. Кто хлопает, когда другие страдают? Это боль! С любовью? Да. Но всё же боль».

www.catholicnewsagency.com