Дорогие братья и сёстры во Христе, уважаемые иноверцы, атеисты, агностики и представители других мировоззрений, все читатели нашего портала, подписчики на YouTube и в социальных сетях.

Мы осознанно решили публиковаться на русском языке с целью охвата максимально широкой аудитории постсоветских государств. Тем не менее, данное сообщение касается, в первую очередь, христиан Беларуси, хотя не исключено, что Вы также найдёте его полезным и для ситуации в ином государстве.

Беларусь — страна, где методы борьбы с пандемией COVID-19 совпадают с таковыми в Швеции и Бразилии. Проще говоря, государственные власти не ввели никаких карантинных мер, исходя из мнения (озвученного Президентом Беларуси) о том, что разрушительные экономические последствия карантина могут нанести намного больший вред общему благу всего населения, чем вероятный риск неконтролируемого распространения новой коронавирусной инфекции.

Несмотря на это, Министерство Здравоохранения Республики Беларусь (далее — МЗ РБ) неоднократно делало заявления о том, что без острой необходимости не стоит находиться в местах массового скопления людей, а лучше и вовсе не покидать лишний раз дом, если есть такая возможность.

Исходя из всего этого, Конференция Католических Епископов Беларуси (далее — ККЕБ) предприняла ряд противоэпидемических мер. Среди всего прочего, Постоянный Совет при ККЕБ 19 марта 2020 года рекомендовал епископам уделить диспенсации от обязательного посещения Воскресных и Праздничных (Торжественных) Месс следующим категориям людей:

  • верующим старшего возраста, которые особым образом подвержены коронавирусной инфекции;
  • лицам с симптомами заболевания;
  • детям и школьникам;
  • тем, кто опекает перечисленные выше категории лиц;
  • тем, кто ощущает страх заражения.

Многие епископы выдали соответствующие декреты (Епископ Витебский, Епископ Гродненский, Митрополит Минско-Могилёвский). Апостольский Визитатор для греко-католиков Беларуси архимандрит Сергий Гаек MIC, который является ординарием Белорусской Греко-Католической Церкви, также распорядился аналогичным образом. Поэтому люди имеют право с чистой совестью пропустить обязательную Мессу. В их действиях не будет никакого греха.

Если внимательно посмотреть на категории перечисленных выше лиц, становится понятным, что, по сути, почти все мы, так или иначе, входим в них: кто-то из нас уже находится в старшем возрасте; пожилые родители, дедушки и бабушки нуждаются в нашей заботе, они тоже есть почти у всех; многие из нас имеют в семьях детей школьного и дошкольного возраста; страх заражения, в большей или меньшей степени, ощущают очень и очень многие.

Фактически, ККЕБ дала разрешение пропускать обязательные Святые Мессы ЛЮБОМУ человеку. Вы не католик, а православный? 29 марта 2020 года Патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви, призвал свою паству проявить христианское смирение, благоразумие, заботу о ближних и воздержаться от участия в публичных богослужениях.

Тем не менее, произошла активизация ряда священнослужителей и светских лиц, которые стали призывать строго к обратным действиям: максимальному участию людей в максимальном количестве публичных молитв. Они ссылаются на самые разные аргументы: лёгкую форму болезни у большинства людей, необходимость сохранения полного доверия к Богу, бдения Евхаристической набожности, предотвращение угрозы финансового кризиса в Церкви из-за снижения числа посещений, профилактику распада общин и даже действия Пап Климента VI и Григория I Великого (которые проводили массовые молитвенные мероприятия во время эпидемий).

Конечно же, никто из нас не будет отрицать того, что сейчас необходима усиленная молитва. Никто не будет спорить и с тем, что лишь Господь Бог является Истинным Господом жизни человека. Никто не будет отрицать Святую Евхаристию, Которая является Центром христианской жизни. Набожность достойна уважения, необходима. Как никогда. Нам нужна сплочённость. Духовная, моральная, молитвенная. Но нужна ли скученность физическая?

Поскольку в нашей команде присутствуют врачи, начнём с сугубо медицинского аспекта проблемы. Изложим всё упрощённо. Пусть нас простят коллеги за примитивизацию.

Папы Климент VI и Григорий I Великий, бесспорно, заслуживают колоссального уважения. Тем не менее, даже несмотря на то, что Святой Папа Григорий I Великий является Учителем Церкви, умнейшим человеком, он жил в свою эпоху с характерным для неё уровнем научных знаний. Антони ван Левенгук, Луи Пастер, Роберт Кох, Джон Сноу, Даниил Кириллович Заболотный — и многие другие отцы эпидемиологии инфекционных заболеваний — они будут жить намного и намного позже. Конечно, мы не вправе осуждать действия Пап: они делали всё так, как им казалось наиболее правильным, они искренне пытались защитить свою паству, попросить своими смиренными молитвами Милости Самого Господа. Несомненно, это вменялось им в великую праведность.

Но мы живём в 2020 году и имеем прекрасное представление о некоторых медико-биологических законах распространения и течения любого инфекционного эпидемического (в данном случае, уже пандемического, так как заразой охвачена вся Земля) процесса. В чём основная проблема COVID-19? Почему болезнь вообще распространилась так широко? Вроде бы, всё мировое медицинское сообщество с ней борется (все, по-своему, конечно, и с переменным успехом, но всё же)... Почему так быстро и незаметно она распространяется? Ответ, естественно, есть. Контагиозность в инкубационный период, контагиозность при бессимптомном носительстве. Что это такое? Под контагиозностью понимается способность возбудителя инфекционной болезни передаваться другим людям. Вы ЕЩЁ не болеете, а болезнь распространяете. Быть может, Вы ВООБЩЕ не заболеете, что не мешает Вам её передавать. Кстати, это касается и поверхностей, на которые Вы дышите и которые Вы трогаете: коронавирус достаточно долго сохраняет активность на них (есть исследование, говорящее и об одной неделе). Вы можете дотронуться до любого объекта в общественном месте, потом почесать глаза, потрогать лицо — и всё: Вы имеете риск контактного заражения. Мы не будем сейчас рассматривать особенности клинического течения болезни... Достаточно знать, что этиотропного лечения нет. Под этиотропным лечением подразумевается действие на непосредственно сам возбудитель. То есть, невозможно как-то элиминировать вирус из организма его носителя и/или пациента с клиническими симптомами. Всё лечение сводится к симптоматическому: Вас изолируют и будут стараться максимально сгладить симптомы и поддерживать функции Ваших органов, пока естественный вирусный цикл в Вашем организме не закончится. Чем же опасен этот вирус? Ну, казалось бы, ОРВИ обыкновенное... Отвечаем: вирусная пневмония. Как правило, развивается достаточно быстро, иногда вообще молниеносно. У кого разовьётся? Невозможно предсказать наверняка. Чаще подвержены лица с иммунодефицитом, сопутствующей патологией, просто пожилые. Тем не менее, есть случаи смерти и у молодёжи. Отчего умирает человек? В результате прорыва крови непосредственно внутрь альвеол развивается острая дыхательная недостаточность. Вы в прямом смысле слова тонете в крови. Аппарат искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) тут уже не поможет толком. Задача врача — пытаться делать всё, чтобы до этого не дошло. Аппарат ИВЛ будет помогать Вам на тех стадиях, когда прорыв ещё не начался или он достаточно локальный. Вот тогда это здорово. Вы должны понимать, что аппарат ИВЛ НЕ ПОХОЖ на Вашу стиральную машину: далеко не любой врач умеет с ним работать. Этим занимаются квалифицированные анестезиологи-реаниматологи. Их надо беречь. А ещё на вирусную пневмонию может «сесть» бактериальная инфекция или другие вирусы. Тогда всё будет ещё хуже.

Конечно, медицина старается и делает всё так, как это нужно, но, увы, проблема бессимптомной передачи крайне трудно решаема. Грубо говоря, при определённом числе заболевших число контактов первого и второго уровня становится слишком большим — болезнь может начать распространение по экспоненте, в геометрической прогрессии. Именно это произошло в Италии. И это мы ещё рассматриваем добросовестных и честных людей, вернувшихся из иностранных очагов. Есть ли гарантия того, что никто из туристов не утаил от наших государственных властей факта возврата из очага инфекции, если добирался домой сложными схемами со множеством пересадок? Вопрос риторический...

Вы можете сказать: «Хм, но ведь можно заразиться в транспорте, на работе, в магазине? А они не хотят, чтобы я ходил в храм. Безбожники!»

Конечно, Вы правы: заразиться можно далеко не только в храмах. Более того, реально защитить от заражения не может никто, кроме Бога. Тем не менее, надо ответить на ряд вопросов: будут ли у Вас проблемы, если Вы перестанете ходить на работу? Да, конечно. Скорее всего, Вас уволят по статье, если это произойдёт. Карантин не объявлен. Работать надо. Здесь нет выбора. Можете ли Вы телепортироваться на большое расстояние (если НЕ работаете на дому, так как ряд компаний это практикует нынче)? Обладаете ли Вы способностью к билокации, которую приписывали Святому Пио из Пьетрельчины? Если да, то срочно сообщите об этом в Апостолькую Столицу. :) Шутки-шутками, но становится очевидным то, что иначе, чем на каком-то личном или общественном транспорте, на работу не попасть, если только Вы не любитель длительных прогулок пешком. Можно ли купить еду без похода в магазин? А вот тут, да, ответ утвердительный. Можно, особенно если Вы живёте в большом городе: слава Богу, сеть доставок помогает в этом. Если у Вас в населённом пункте такого нет, просто не ходите в магазин часто — практикуйте большие по объёму, но редкие во времени закупки.

А теперь ответьте себе на вопрос: есть ли у Вас возможность не ходить в храм без негативных последствий? Да, есть. Вы не согрешите, если не пойдёте в храм. Более того, пока идёт Великий Пост, Вы можете использовать добровольное ограничение от принятия Святого Причастия как постное испытание. Святое Причастие вообще обязательно принимать лишь один раз в год, во время Пасхального Периода.

Быть может, Вы считаете, что Ваша набожность в случае хождения в храм вменится Вам в праведность? Представляете, как мученически будете умирать в случае заражения с развитием тяжёлой вирусной пневмонии? Понимаете ли, стать мучеником можно только добровольно, когда это того стоит.

Святой Максимилиан Мария Кольбе OFMConv. пошёл в Освенциме на смерть не просто так — он заменил собой среди приговорённых ко смерти отца, который рыдал, боясь никогда не увидеть жену и детей.

Недавно в Апостольской Столице начался процесс беатификации 28-летней матери, которая отдала жизнь ради спасения своего нерождённого ребёнка. У Кьяры Корбелло Петрильо был диагностирован рак, когда она была беременна. Чтобы иметь возможность родить желанного ребёнка, она отказалась от химиотерапии. Она умерла 13 июня 2012 года. Кьяра принесла наивысшую жертву, которую могла.

Отрантские мученики были массово казнены не просто так. У них не было никакого желания принять смерть от османских захватчиков. Им пришлось на это пойти, так как от них требовали отказа от христианства. Это было единственное условие сохранения жизни. На это они пойти не могли...

Но никто не требует от Вас отказа от Христа! Молитесь! И молитесь усиленно! Примите отказ от посещения массовых богослужений как акт справедливости и милосердия по отношению к ближним. Оставьте эгоизм. Вы можете дать гарантии, что не принесёте коронавирус к себе в подъезд? Что никакая пожилая бабушка не подхватит его, дотронувшись до дверной ручки и почесав нос? Вы можете подумать о своих детях? О том, каково им будет сидеть в карантине, если Вы окажетесь контактным человеком? А каково им будет расти сиротами?

Не поддавайтесь искушению сатаны. Господь дал человеку разум, чтобы человек им пользовался. Однако всё-таки попробуем, для начала, присмотреться к тому, к чему призывал нас Христос. Все должны быть мучениками? Да, вроде, нет. Все должны хотеть смерти? Тоже, как бы, не очень с христианством совместимая позиция. Что говорит нам Святое Писание? «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:47). Вот, по сути, та цель, которую ставит перед своими учениками Христос. Теперь следует понять, в чём именно заключается это «совершенство». Обращаясь ко Святым Отцам Церкви, которые на протяжении столетий пробовали каким-то образом объяснить это, можно выделить основные, можно сказать, фундаментальные черты работы над своим подобием Небесному Отцу. Святой Антоний Великий на этот вопрос отвечает следующим образом: «Подражать Его человеколюбию, кротости и всеблагости, показывая милосердие к ближним». Мы можем много говорить о нашей любви к Богу, о нашем бесстрашии перед угрозой смерти, пандемии, о том, насколько важно и необходимо нам участвовать в публичном прославлении Бога, лично присутствуя на Святой Мессе и принимая Пресвятые Дары. Мы также вполне сознательно можем быть убеждены в том, что верующий силён и защищён своей верой во Христа, ну и так далее... В конце концов, мы сознательно можем пойти на акт жертвоприношения себя Богу и быть готовыми умереть за свою веру и Христа. Как иначе назвать сознательное и добровольное подвергание себя опасности заражения и смерти? Всё это мы, как верующие, можем. Остаётся вопрос: как это будет соответствовать и способствовать нашему стремлению к совершенствованию? Сначала предлагаю обратить Ваше внимание, дорогие наши читатели, на очень интересный, с точки зрения теологии, момент в Библии. Искушение Христа. Особенно тот момент, когда, как говорят специалисты в библеистике, происходит искушение, так называемой, «Веры» Христа:

Затем дьявол поставил Иисуса на самый верх храма святого города.
– Если Ты Сын Божий, – сказал он Ему, – то бросься вниз. Ведь написано же:
«Своим ангелам повелит о Тебе»,
и «они понесут Тебя на руках,
чтобы ноги Твои не ударились о камень».
Иисус ответил ему:
– Написано также: «Не испытывай Господа, Бога твоего» (Мф 4, 5 – 7).


Иисус, отвечая на такую провокацию, называет её искушением Господа. Не верой, не жертвой, не актом призыва к мученической смерти, а именно искушением. Возникает должный вопрос: почему? Ответом может быть следующее. Где в действии Христа, если бы он поддался на провокацию, проявлялись бы Его человеколюбие, кротость и всеблагость, милосердие к ближним? Будет ли Его поступок свидетельствовать о вере или о гордыни? В течении всей истории христианства, идя на смерть, многие мученики свидетельствовали о ценности веры. Для них она была гарантом жизни вечной «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её» (Мф. 16, 25). Многие из тех верующих, кто выбирает опцию «открытости» по отношению к пандемии, основывают свои утверждения именно на этом отрывке Святого Писания. Где тут загвоздка? В отличие от многих тех, кто был готов отдать свою жизнь за Христа во имя любви к Нему и ко ближнему, существующая ситуация и необходимость НЕ присутствовать на богослужениях лично может быть именно той жертвой которую нам приходится принести ради любви к Богу и ближним.

Особо примечательна, в контексте нашей статьи, история о женщине из Южной Кореи, которая стала, так называемым, «пациентом № 31». Эта 61-летняя кореянка была членом закрытой парахристианской секты (религиоведческий термин, признанный научным сообществом, не оскорбление) с названием «Шинчонджийская Церковь Христа». Члены этой религиозной группы невероятно набожны и ведут очень активную социальную религиозную жизнь. Многие эпидемиологи без всяких преувеличений говорят о том, что эта женщина заразила практически всю Южную Корею: сначала единоверцев, потом паломников на месте рождения лидера организации... К нашему сожалению, воздух и материальные объекты абсолютно одинаковы как в молитвенных домах новых религиозных организаций, так и в храмах Католической Церкви, а также у наших православных братьев, не пребывающих в Единстве с Римом.

От имени врачей, входящих в нашу команду, просим: ПОЖАЛУЙСТА, ВОЗДЕРЖИТЕСЬ ОТ ПУБЛИЧНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ, ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА ПО ВОЗМОЖНОСТИ. Медицина может помочь людям преодолеть этот кризис, но для этого она не должна быть перегружена. Максимально эффективные медицинские мероприятия возможны при минимальной скорости передачи инфекции среди людей. Берегите анестезиологов-реаниматологов! Они умеют пользоваться аппаратами ИВЛ, они будут лечить Вас и Ваших близких, если, не дай Бог, Вы или Ваши близкие серьёзно заболеют.

Если всё же Вы решили пойти на Мессу, пожалуйста, принимайте Святое Тело Христа только в уста. Здесь дело вообще не в теологии, хотя об этом мы и писали ряд статей. Тут вопрос, в первую очередь, сугубо медицинский: несмотря на то, что, на первый взгляд, Причастие в руку может выглядеть более гигиеничным, мало кто задумывается о том, что эта самая рука трогала: лавки в костёле, поручни в общественном транспорте, дверные ручки костёлов, калитки, купюры, кошельки, книги с приходскими песнями, мобильные телефоны и так далее... Всё ли было обработано антисептиком из перечисленного? Хорошо, если да, но вряд ли... На наш взгляд, Конференции, изменившие форму причащения из Причастия в уста на Причастие в руку, не совсем продумали вопрос с медицинской точки зрения. Тем не менее, если Вы живёте в регионе, где теперь причащают только в руку, идите на Причастие, обработав руку антисептиком прямо в очереди. Купите для этого хотя бы самую крепкую водку, если есть проблемы с поставками антисептиков в Ваш регион.

Отдельные слова хотели бы обратить к представителям духовенства.

Несмотря на то, что реально защитить людей от заражения никто не может, кроме Бога, ни у одного верующего не должно создаться впечатление, что он заразился непосредственно в храме: транспорт, работа, торговый центр — в случае заражения он должен думать об этих местах, а не о храме. Храм Божий — место начала Новой и Вечной Жизни, а не источник заразы; место Любви, а не безразличия. Для Вас, уважаемые священнослужители, это вопрос заботы о тех, кто доверил Вам свои тела и души, чтобы они были проведены на Небеса. Защитите свою паству, хотя бы дайте ей ощущение психологической защищённости. Организуйте богослужения надлежащим образом, призывайте верующих проявлять благоразумие, не поддавайтесь искушениям сами. Отвечать Вам не только перед людьми, но и перед Пресвятой Троицей. Если бы Папа Григорий I Великий и Папа Климент VI знали всё, что знаем мы об эпидемическом процессе, они бы не повели людей на публичные молитвы.

30 марта 2020 года.

Команда «DOMINUS»