Часто можно услышать фразы от некоторых людей, рассуждающих о различиях католичества и наших отпавших братьев, называющих себя православными, что «католики причащаются только под одним видом и пресным хлебом», а наши отпавшие братья — «под двумя видами и квасным хлебом». Часто можно услышать, что католики крестятся слева направо, а православные — справа налево. Якобы, у первых священники носят колоратки (белые воротники), а у вторых — большие кресты на шее. Одни в целибате, а другие нет... Словом, такого очень и очень много.

Естественно, как мы уже знаем, это мнение ошибочно и вызвано непониманием католичности, с одной стороны, и мышлением церковных общин, отпавших от Рима, когда община замыкается в одном обряде, с другой стороны. Мы же знаем, что все современные христиане когда-то были едины с Вселенской Церковью, а значит, когда-то их традиции были целиком и полностью католическими.

Таким образом, мы понимаем, что Католическая (Καθολική — Вселенская) Церковь не просто так имеет своё название. Кроме того, ранее мы уже писали про это в статье «Все ли греко-католики являются униатами?», где мы упомянули три Восточные Католические Церкви с различными обрядами. Давайте же познакомимся поближе с Католической Церковью и узнаем, какие же ещё обряды Она имеет.

Литургические обряды делятся на две основные группы: западные и восточные.

Рассмотрим сначала западные. Их ещё иногда называют «латинскими». Строго говоря, некоторые делают ошибку, называя только римский обряд латинским, забывая о наличии ещё четырёх.

Сегодня исследователи религии выделяют пять основных существующих западных обрядов: амвросиансианский, мосарабский, брагский, лионский и римский (остальные обряды либо полностью вымерли и были забыты, либо практикуются почти на уровне исторической реконструкции).

Амвросиансианский (Медиоланский, Миланский) обряд. Предание связывает местную литургическую традицию с Апостолом Варнавой, проповедовавшим в Северной Италии, и его учеником Анатолоном, первым медиоланским епископом. Святой Амвросий Медиоланский ввёл антифонное пение гимнов, но он не создавал этот обряд, а лишь украсил его. Многие исследователи считают, что данный обряд даже древнее римского. В медиоланском обряде Адвент на две недели длиннее, чем в римском, то есть длится шесть недель, Великий Пост длится ровно шесть недель, а по пятницам во время Великого Поста нет Литургий, что роднит этот обряд с византийским. Кроме того, существует и множество других характерных черт. Распространён обряд в Милане и некоторых других епархиях северной Италии и Швейцарии.

Мосарабский (вестготский, испанский, толедский) обряд. Очень древний обряд, который появился, скорее всего, ещё до вестготов. Многие литургисты нового времени ошибочно связывали его появление с готами, из-за чего это название также закрепилось за ним. Во время оккупации сарацинами, христиан на занятых территориях мусульмане называли «мосарабами», откуда происходит ещё один вариант названия этого обряда. Обряд отличается особенным пением (мосарабское пение). В мосарабском обряде на Литургиях всегда присутствуют три чтения, Адвент так же, как и в медиоланском обряде, длится шесть недель. Обряд распространён в Толедо и в некоторых близлежащих городах.

Брагский обряд имеет достаточно печальную историю, которая начинается с VI века, ведь во время завоевания сарацинами брагский обряд практически полностью был поглощён мосарабским, а, позднее, и римским, из-за чего он утратил многие особенные черты. Интересно, что в данном обряде во время евангельских чтений люди преклоняют колени каждый раз при упоминании имени Христа. Также в их календаре есть некоторые особенные праздники (Обручение Богородицы, Радость Девы Марии и т. д.). Обряд распространён в Браге и окрестных городах.

Лионский обряд образовался в VIII – начале IX веков, когда архиепископ Лиона Лейдрад по поручению Карла Великого ввёл в богослужение римского обряда в своей епархии элементы, принятые в дворцовой капелле Ахена. Обряд характеризуется большим количеством правил по перемещению духовенства, так как на архиерейских Мессах всегда присутствует большое количество священнослужителей. Обряд распространён преимущественно в Лионе и пригородах.

Римский обряд не нуждается в представлении. Отметим, разве что, наличие у него двух чинов: ординарного (Novus Ordo, чин Святого Папы Павла VI) и экстроординарного (тридентский, традиционный).

Также есть восточные обряды, на базе которых часто формируются отдельные Восточные Католические Церкви. Обычно литургисты выделяют две традиции: антиохийскую и александрийскую.

Александрийская, в свою очередь, делится на эфиопский и коптский обряды, а антиохийская подразделяется на несколько групп: западно-сирийскую (маронисткий и антиохийский обряды), сиро-азийскую (византийский и армянский обряды) и восточно-сирийскую (халдейский обряд).

Коптский обряд зародился в первые века католичества в мощной Александрийской Церкви. Называется коптским в честь коренного населения Египта — коптов (потомков библейских египтян). Данный обряд практикуется в Коптской Католической Церкви, которая после IV Вселенского Собора (451 год) ушла в раскол, а в 1741 году вернулась в лоно Католической Церкви  путём заключения Святой Унии. Коптский обряд удалось оборонить от латинизации, благодаря чему он практически не отличается от своего аналога у коптов, находящихся в расколе со Святым Престолом. Копты имеют свой собственный календарь, а также очень интересную и необычную иконописную традицию.

Эфиопский обряд возник вследствие нарастания отличий от коптского обряда в Эфиопии. Характерной особенностью обряда есть то, что Литургию должны служить несколько священников, функции которых строго разделены в Литургии (мы забыли отметить, что примерно такая же ситуация и в коптском обряде). Есть некоторые особенные праздники, которых нет в других календарях: например, День Святого Понтия Пилата и Святой Клавдии Прокулы (жены Пилата), которые особенно уважаемы у эфиопов. Обряд используется в Эфиопской и Эритрейской Католических Церквях.

Западно-сирийский (антиохийский) обряд — один из древнейших обрядов, который, возможно, даже использовался в Иерусалиме. Есть предположения, что изначальным языком богослужений был греческий, хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что именно сирийский (арамейский и сирийский языки скорее являются диалектами одного мета-языка) язык использовался первым. Обряд практикуется в Сирийской и Сиро-Маланкарской Католических Церквях.

Маронитский обряд имеет общие корни с западно-сирийским, входя с ним в одну группу. Выделился в отдельный обряд, когда Сирийская Католическая Церковь ушла в раскол после IV Вселенского Собора (451 год), в то время как марониты остались в Католической Церкви. Кстати, они очень гордятся сохранением верности Святому Престолу, что подчёркивается в их литургических текстах, когда всегда читается отрывок из Евангелия от Матфея (глава 16, стих 18): «И Я говорю тебе: ты Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её». Практикуется только в Маронитской Католической Церкви. Что примечательно, данный обряд является сугубо и полностью католическим, то есть у него нет аналогов в схизматических общинах.

Восточно-сирийский (халдейский) обряд также является одним из древнейших. Возник в первые века христианства, а церковное предание вообще его связывает с Апостолом Фаддеем. В халдейском обряде Великий Пост длится семь недель и заканчивается либо в день Входа Господнего в Иерусалим, либо в Великую Среду. Обряд практикуется в Сиро-Малабарской и Халдейской Католических Церквях.

Армянский обряд сформировался в IV—V веках. Изначально испытывал влияние западно-сирийского и византийского обрядов, но позже приобрёл свои особенности. Во время Великого Поста в армянском обряде с помощью большого полотна полностью закрывается от взгляда прихожан алтарь так, что во время богослужений ничего не видно; открывается он только на Пасху. Также в армянском обряде не добавляют воду в Кровь Христовую. Обряд практикуется в Армянской Католической Церкви.

Византийский (греческий) обряд. Его все наши читатели, даже неверующие, знают как обряд религиозной организации, называющей себя Русской Православной Церковью. Впрочем, на постсоветском пространстве он используется и греко-католиками: в Белорусской, Болгарской, Русинской, Румынской, Российской, Албанской, Итало-Албанской (никогда не уходившей в схизму), Венгерской, Греческой, Словацкой, Македонской, Хорватской (и Сербской), Украинской и Мелькитской Греко-Католических Церквях.

Добавим, что в Беларуси Католическая Церковь представлена двумя обрядами: римским (четыре диоцеза Римско-Католической Церкви) в двух изводах и византийским (Белорусская Греко-Католическая Церковь).

Закончим статью мыслью о том, что мы произвели лишь беглый обзор обрядов, не вдаваясь в различные подробности, чины и изводы. Будем признательные Вам за мнение и/или информацию, выраженную в комментариях.

Король Артур