«Не противоречит ли догма о Безошибочности Папы принципу "синодальности" Церкви? Трудно вообще сказать, что такое "синодальность"», — заявил кардинал Вальтер Брандмюллер. Аутентичным католическим понятием является, скорее, коллегиальность, а не загадочная «синодальность», которую нынче так сильно пропагандируют отдельные лица в Церкви.

Догмат о Безошибочности Папы стал темой интервью  немецкому католическому изданию «Die Tagespost». Бывший глава Папского Комитета по Историческим Наукам отметил, что вокруг данной католической истины существует множество недоразумений и домыслов.

Многие люди полагают, что Папа безошибочен в принципе, однако Его Эминенция пояснил, что подобные убеждения являются просто «гротескным недоразумением».

«Если обратиться к формулировкам догмы от 1870 года, то можно заметить, что речь там идёт не про Папу Римского, а про его безошибочные решения, причём решения Папы безошибочны сами по себе лишь в том случае, если Святой Отец придерживается абсолютно конкретных условий».

Далее у кардинала спросили, не стало ли следствием провозглашения догмата про Безошибочность Папы развитие некоего своеобразного папизма, который имел ряд нездоровых черт, что привело к окружению Пап определённым видом культа. Иерарх признал, что такая проблема существует, но лишь в эмоциональном, а не догматическом плане. Кроме того, преемники Святого Папы Пия IX были Папами с крайне сильными личностными качествами, что и могло послужить развитию определённого преувеличения роли Папы в Церкви и ложных представлений о статусе их высказываний и некоторых документов. На вопрос про корни и мотивации торжественного провозглашения догмата о Безошибочности Папы кардинал ответил, что своеобразными триггерами стали галликанство и фебронианизм.

«Со времён галликанства и фебронианизма конца XVIII века существовала крайне сильная каноническая (частично политически мотивированная) враждебность не столько к учительской безошибочности, сколько к полноте власти, к примату (первенству) Папы. В таком контексте Собор был ответом на тенденции конца XVIII века».

На вопрос о том, не противоречит ли догмат о Папской Безошибочности «синодальности» Церкви, которую нынче так сильно пропагандируют отдельные Её иерархи, Его Эминенция ответил, что он и понятия не имеет, что вообще такое та самая знаменитая «синодальность». Почему? Потому что не существует никакого конкретного определения данного термина. Кардинал советует говорить про коллегиальность, истоки которой восходят ко временам жизни Апостолов, когда существовала апостольская коллегия. Лишь коллегиальность является католическим понятием, а не «синодальность». [Примечание команды «DOMINUS»: Коллегиальность в Церкви полностью реализуется в  рамках коллегии епископов, когда их мнение, конечно же, имеет значение для Папы, но всей полнотой власти в Церкви обладает лишь Римский Понтифик, имея право принять то или иное решение, вообще не учитывая позиции епископов. Ложное же понятие «синодальности» пытается извратить саму сущность Папства, рисуя из Святой Католической Церкви некий демократический институт, где Папа призван всего лишь обслуживать мнение большинства, независимо от того, как оно коррелирует с католической верой. «Синодальность» характерна для схизматиков и еретиков, но никак не для католиков.]

В дополнение ко всему сказанному, кардинал Брандмюллер, когда его попросили привести конкретные примеры использования догмы о Папской Безошибочности, рассказал не только о знаменитом случае торжественного провозглашения Папой Пием XII в 1950 году догмата об Успении Пресвятой Девы Марии. Его Эминенция обратил внимание на окончательное решение Святого Папы Иоанна Павла II из апостольского послания «Ordinatio Sacerdotalis» касательно возможности рукоположения лишь крещёных мужчин. Хотя оно и не было подано в столь торжественной форме, как в случае с догматом об Успении Богородицы, оно всё же является таким же действительным и настолько же окончательным.

Источник: catholicnews.org.ua