Сегодня очень часто можно услышать в адрес Епископа Рима, обвинения в провозглашении неким «Патриархом Запада» себя «Заместителем Христа на земле». С каждым из этих эпитетов можно поспорить, однако, справедливости ради, стоит отметить, что до недавнего времени, такой титул действительно употреблялся, как один из многих титулов Верховного Понтифика.

В связи с тем, что на протяжении всего существования Вселенской Церкви, ее административное устройство изменялось и развивалось. От общинного строя, чётко описанного в древнем христианском письменном памятнике  конца I-го века. «Уче́ние Го́спода через двенадцать апо́столов язычникам» (греч. Διδαχὴ Κυρίου διὰ τῶν δώδεκα ἀποστόλων τοῖς ἔθνεσιν), Церковная иерархия включала в себя епископов, апостолов, священников, пророков, учителей и диаконов.  

Со временем легализации христианства, а затем и закрепления Церкви, как основной религии в Римской Империи, как на Востоке, так и не Западе широкое распространение получило епископальное устройство. Еще позднее Церковью был подтверждён особый статус трех апостольских престолов:

Римский, Александрийский и Антиохийский престолы. Через несколько столетий, после IV Вселенского Собора к ним добавились престолы Константинополя и Иерусалима, а епископы оных стали именоваться патриархами: Патриарх Запада, Патриарх Константинополя, Патриарх Александрии, Патриарх Антиохии, Патриарх Иерусалима.  

Церковная система Восточной Римской Империя, именуемая пентархией, выделявшая пять патриархатов, была окончательно закреплена при Императоре Юстиниане I ( (527–565 гг.). Однако не смотря на то, что Епископом Рима был принят титул «Патриарх Запада», он оставался не более чем почетным и дополнительным к прочим. Отличия церковной жизни на Западе и на Востоке, были очевидны уже в те года. Впрочем, как и признание некоего старшинства за патриархатом Константинополя, Римский престол не признавал аж до 1215 года. На XII Вселенском Соборе вторым по первенству чести был признан Патриарх Константинополя, что позднее также было подтверждено на XVII Вселенском Соборе.

Патриаршество Запада никогда не представляло из себя нечто более, чем красивый титул, понятный восточным Церквам, ведь устройство Латинской Церкви было иным. Отдельные Митрополии, архиепархии и епархии обладали в своих странах достаточно автономным положением, не смотря на авторитет Рима, а сложное административно устройство и коллегия кардиналов, в корне отличались от синодальных систем востока. В то же время, в истории были Папы которые правили всей громадной Латинской Церковью, аналогично патриархам, но опять же с каждым понтификатом, ситуация менялась. В XII-XIII веках, аналогично тому, как в своё время греческими патриархами были заменены ушедшие в схизму Александрийский и Антиохийский патриархаты, были установлены латинские Патриархаты Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Данный факт ставит под сомнение, что в Латинской Церкви было восточное-патриахалье устройство. В дальнейшем многие понтифики могли и вовсе не использовать данный титул, предпочитая ему Епископ Рима и Верховный Понтифик, титулы, наиболее чётко отражающие суть служение Папы.

В постоянном Папском ежегоднике, непрерывно издаваемом с 1716 года,  Титул Патриарха Запада впервые появляется аж в  1863 году, при понтификате блаженного Папы Пия IX, как часть длинного титула: Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, Верховный Понтифик Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и митрополит римской провинции и суверен светских владений Священной Римской Церкви. По этой же причине титул вызывал большие споры с восточными католическими патриархами еще на XX Вселенском соборе. Начиная с ежегодника 1917 года, титул отсутствует.

После XXI Вселенского собора, где окончательно закрепилось современное устройство Латинской Церкви, где  идеальной формой административной власти поместной церкви является коллегиальное управление Конференции Епископов, титул западного патриарха совершенно потерял свою актуальность. Формально, последним Верховным Понтификом носящим данный титул был святой Папа Иоанн Павел II. Папа Бенедикт XVI отказался от подобного наименования. По этому поводу высказывался Кариднал Жан-Пьер Рикар:  «Этот титул« Патриарх Запада », несомненно, устарел. Однако он имел преимущество, напоминая нам, что власть Папы не осуществляется единообразно. Папа знает, что он не везде пользуется одинаковой властью, что не мешает ему быть Папой, где бы он ни был и чем бы он ни занимался. Фактически мы должны различать власть Папы как Епископа Рима в его собственной Римской епархии, власть Папы как Митрополита Италии, власть Папы как Патриарха Запада, то есть над Латинской Церковью и как Верховного Понтифика Вселенской Церкви.  

Также ранее свои замечания высказывал кардинал и теолог Ив Конгар, в статье, опубликованной в периодическом издании Concilium в 1975 году, где говорится, что титул был использован восточным императором , потому, что для административного устройства империи ( а на западные территории восточный император также претендовал), было удобно выделить Рим в патриаршем достоинстве.

Сегодня, становится очевидным абсолютная ненадобность этого титула, именно по этой же причине так называемое «западное патриаршество» не было восстановлено Папой Франциском.

Нынешняя эклезиология Латинской Церкви крайне далека от патриаршей. За века потерпевшая множество изменений, призванных развивать и улучшать её, ныне отличается от устройства своих восточно-католических сестёр, но об этом мы поговорим в другой раз.