автор: Евгений Караев


Слава Иисусу Христу! Дорогие читатели, в сегодняшней статье хотелось бы объяснить, кто такие патриархи. В прошлой статье мы обсудили, кто такой «Патриарх Запада». Однако кто же такие патриархи востока? Какое место эти люди занимают во Вселенской Церкви?

Патриа́рх (греч. πατριάρχης от др.-греч. πατήρ «отец» + ἀρχή «господство, власть; начало»).

В  прошлом.

В первые три века Вселенской Церкви, существовало множество разнообразных титулов, одним из которых и стал патриарх. Как мы указывали ранее, изначально патриарх не более, чем титул для епископа очень старой и почтенной кафедры, собственно, как это и сохранилось по сей день на условном «Западе», коим принято обозначать Латинскую Церковь.

В течении времени на I Вселенском Соборе (325 г.) Церковь выделила, из всех прочих епископских престолов, три наиболее значимых: Рим, Александрию и Антиохию. Это стало предпосылкой к зарождению, так называемой, «триархии» - системы разделения власти во Вселенской Церкви между тремя епископами, чьи кафедры находились на территории Римской Империи.

II Вселенский Собор (381 г.) возвысил в патриаршее достоинство еще одну кафедру. Новый Рим, получивший позднее название Константинополь, как один из центров Римской Империи, с этих пор занимал второе место после Рима. Однако Святой Престол не признавал этого до XII Вселенского Собора (1215 г.), когда после отпадения всех патриархатов византийского обряда их заменили патриаршие кафедры латинского обряда.

В дальнейшем из-за накапливающихся богословских, культурных и обрядовых различий со Вселенской Церковью разорвали свои отношения Ближневосточные церковные кафедры:

III Вселенский собор (431 г.) – Антиохийская Церковь теряет все епархии восточно-сирийского обряда, которые сформировались в так называемую «Церковь Востока».

После VI Вселенского Собора (451 г.) Из-за догматических и богословских споров из общения со Вселенской Церковью вышли Александрийская и Антиохийская Церкви, александрийского и западно-сирийского обрядов, ныне эти структуры известны, как «Коптская Православная Церковь» и «Сирийская Православная Церковь». Также на долгие столетия раскол затронул христиан Армении и Ливана, которые в процессе стали известны как «Армянская Апостольская Церковь» и «Маронитская Церковь».

После долгих, но безуспешных попыток объединить христианский восток в лоне Вселенской Церкви оставалась лишь Греческая Церковь византийского обряда, возглавляемая Патриархом Константинополя. Из-за близкого географического положения и присутствия греческого населения на территориях, ушедших в раскол, отпавшие кафедры были заменены на одноименные патриархаты византийского обряда, к коим также был добавлен новый патриархат Иерусалима.

Таким образом, к концу первого тысячелетия появилась уже пентархия, которая представляла из себя пять епископских престолов, установленных, по преданию, еще апостолами:

Епископ Рима – известный на востоке как Патриарх Запада, условный, на тот момент, патриарх Латинской Церкви, включавшей в себя множество разнообразных западных литургических практик.

Патриарх Константинополя, Патриарх Александрии, Патриарх Антиохии, Патриарх Иерусалима. Все восточные патриархаты существовали только в византийском обряде.

Накопившиеся, за всё первое тысячелетие, культурные, богослужебные и эклезиологические отличия между Латинской и Греческой Церквами, вылились в кризис за которым следовали череды расколов, противостояний и, в последствие, Великая Схизма (1054 г.). Затем все отпавшие патриархаты византийского обряда были заменены патриархами латинского обряда.

Однако Второе тысячелетие привело к возвращению или воссозданию отпавших патриархатов, хоть и частично, но в рамках своих обрядов, сохранив традиции, устройство и духовность.

Патриархи сегодня

Сегодня в иерархии Вселенской Церкви после Верховного Понтифика первенством чести обладают патриархи. Патриархи, как преемники других апостольских престолов, обязаны сопровождать новоизбранного Папу к усыпальнице апостола Петра и участвовать с ним в молитве, а затем возглавляют шествие всех прочих митрополитов и епископов Католической Церкви.

По своим особенностям патриархи делятся на западных и восточных. О них подробнее:

Западные (Латинские) патриархи – ведут свое начало от возникновения патриархатов на западе и востоке, заменяя собой отпавшие в схизму. Некогда существовавшие латинские Константинопольский, Александрийский и Антиохийский патриархаты были ликвидированы, а следом за ними и многие другие возникавшие на протяжении всего второго тысячелетия. Сегодня действующие латинские патриархи юридически являются митрополитами и архиепископами старых и почетных епископских престолов, обладают определенными привилегиями (у каждого свои особенные) при этом патриарший титул не даёт им особых административных прав, подобно тому, как некогда западное патриаршество не затмевало служение епископа Рима.

Восточные Патриархи – в административном положении являются полной противоположностью латинским собратьям. Каждый патриархат обладает своим правом, согласованным с Кодексом Канонов Восточных Церквей Вселенской Церкви. Патриарх избирается синодом своего патриархата, после чего интронизируется. В этом случае видна очевидная схожесть с восточными церковными общинами, не состоящими в общении со Вселенской Церковью, однако католические восточные патриархи после интронизации обязаны подтверждать свою принадлежность к Вселенской Церкви, направляя в Святой Престол запрос о сопричастии, тем самым повторяя заключение Святой Унии из раза в раз, с каждым новоизбранным патриархом. Александрийский и Антиохийский патриархаты являются младшими апостольскими престолами, также возвышены к ним прочие восточные патриархаты, они обладают полной независимостью и самостоятельностью, в то время как Святой Престол служит, в их понимании, гарантом единства всех христиан. Восточный Патриарх, как и любой  католический глава поместной Церкви, может быть удостоен кардинальского достоинства, участвовать в консистории, конклаве. Поскольку Вселенская Церковь признаёт и принимает их за младшие апостольские престолы, вследствие этого патриархи, ставшие кардиналами, не становятся представителями двух церквей (латинская-римская или украинская-римская), но получают титул «Кардинал-патриарх». Кардинал-патриарх приравнен к кардиналам-епископам Римской Церкви, при этом не получая ни провинции, ни титулярного храма на территории Римской епархии.

Пентархия

Установленная первыми Вселенскими соборами духовная пентархия, наделяющая достойных епископов наивысшей честью быть примером для всех христиан, сохранилась во Вселенской Церкви и по сей день.

Современные Патриархи в соответствии с пентархией:

Епископ Рима – как  предстоятель Римской Церкви и видимый глава всей Вселенской Церкви

 

Патриарх Александрии – глава Коптской Католической Церкви.

 

Патриарх Антиохии – Поскольку отпавшие церковные общины в разные исторические периоды смогли, с течением времени, вернуться в общение со Вселенской Церковью, большой проблемой был факт, разной обрядности воссоединившихся братьев. Именно по этой причине было решено разделить Антиохийскую кафедру на три равнозначные части. Патриархами Антиохии одновременно являются  главы Маронитской, Мелькитской и Сирийской Католических Церквей.

Патриарх Иерусалима – Является патриархом латинского обряда. Также несет служение председателя Конференции епископов Латинской Церкви в арабских странах, хранитель Храма Гроба Господнего и приор Ордена Рыцарей Гроба Господнего.

За ними следуют младшие престолы.

Католикос-патриарх Киликии – глава Армянской Католической Церкви.

 

Патриарх Вавилона Халдейского – глава Халдейской Католический Церкви

 

Патриарх Лиссабона – митрополит и глава конференции епископов Латинской Церкви Португалии.

 

Патриарх Венеции – глава одной из почетнейших епископских кафедр Латинской Церкви, подарившей миру, как минимум, трёх Пап.

 

Упраздненные патриархаты:

Западный Патриарх – титул епископа Рима упраздненный в 2006 году.

Патриарх Константинополя – на протяжении второго тысячелетия был частью Латинской Церкви, временно ликвидирован во время XXI Вселенского Собора, после снятия взаимных анафем и начала диалога с византийскими церковными общинами.

Подводя итог хочется сказать, что патриархи - как восточные, так и западные - имеют для Святого Престола большое значение, в частности, как подтверждение подлинного единства Церкви, как главы апостольских престолов, хранители литургического и духовного богатства востока и запада, а также верные сыны Святой Вселенской и Апостольской Церкви.

Автор: Евгений Караев