«Воскресение плоти», фреска Луки Синьорелли в часовне Сан-Брицио Собора Орвиетто (1499-1502)

Каждый раз, когда христиане читают Апостольский Символ Веры, они свидетельствуют о своей вере в то, что случится с ними после смерти: «Верую в воскресение тела, жизнь вечную».

Вера в воскресение физического тела в конце времен – центр Христианской теологии, она базируется на Воскресении Христовом, Который восстал из мёртвых Телом и Душою через три дня после Его страданий и смерти.

Согласно данным социологического опроса Исследовательского центра Пью в 2018 году, 29 % христиан США придерживаются веры Нью-эйдж в реинкарнацию, согласно которой после смерти тела человека его душа продолжает жить в другом, новом теле, не имеющем отношения к предыдущему.

Процент католиков в США, выразивших веру в реинкарнацию, еще выше – 36 %, что совсем немного не дотягивает до 38 % – доли людей, не относящих себя к какой-либо религии, но придерживающихся таких же взглядов.

Однако, согласно Учительству Католической Церкви, вера во что-либо кроме  воскресения тел несовместима с Христианской теологией и антропологией человеческой личности.

Где корни веры в воскресение?

Еще до Рождества Христова вера в воскресение тел в конце времён всё шире распространялась среди определённых групп иудеев, таких как фарисеи, хотя её придерживались и не все евреи.

Саддукеи, например, «сомневались в авторитете Книги Пророков и других Книг… (что включало) скептицизм по отношению к духовным категориям, таким как душа и даже Ангелы», – рассказал Джоэл Барстад, академический декан и доцент теологии в Семинарии Святого Иоанна Вианнея в Денвере, штат Колорадо.

«Новый Завет свидетельствует о том, что они, похоже, были  настроены чрезвычайно негативно к идее будущего воскресения мёртвых», – сообщил он CNA.

«Фарисеи же, с другой стороны, верили в Ангелов, духовные души и всеобщее воскресение мёртвых», – сказал он.

«Как только они ещё больше убедились в "глубокой верности Бога" , – отметил он, – вера в воскресение тел укоренилась, готовя почву для принятия Христова Воскресения».

«Воскресение Иисуса из мёртвых не только подтвердило эту веру, но также дало ей глубокое и прочное основание», – сказал он.

Что вера в воскресение значит для христиан?

Согласно Катехизису Католической Церкви: «Воскресение плоти (буквальная формулировка из Апостольского Символа Веры) означает, что окончательным состоянием человека будет не только духовная душа, разлучённая с телом, но что и наши смертные тела вновь обретут жизнь». Вера в воскресение мёртвых являлась неотъемлемой частью Христианской Веры с самого её основания. «Уверенность христиан - в воскресении мёртвых; в это веруя мы существуем». «… Как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.» (1Кор 15:12– 20)

«Уверенность христиан в воскресении тел происходит от Самого Христа, и Новый Завет обещает, что Спасение приходит через наследование Христа во всём, включая Его смерть и Воскресение», – сообщил СNA Майкл Рут, профессор систематической теологии Католического университета Америки.

«Спасение – единство со Христом, Христос приносит с Собой Царство Божие, и Оно воплощено в жизнь в Его Воскресении», – сказал Рут.

«Огромную роль играет также отсутствие у христиан чёткого представления о смерти, ведь некоторые придерживаются не только идеи реинкарнации, но и иных взглядов, –  добавил Барстад. –  Таких как вера в то, что душа после смерти отправляется на Небеса и живёт там вечно, не соединяясь с воскресшим телом в конце времён».

«Смутное представление о том, что нечто, называемое душой, духом или тенью после смерти прозябает в каком-либо месте или состоянии, более либо менее счастливом, не является христианским» , –  сказал Барстад.

«Человеческая душа без тела – это трагедия. Только подумайте о том, чем является тело для души. Это инструмент, связующая нить, соединительный узел, сосуд, с помощью которого, через который и в котором душа устанавливает и поддерживает контакт с реальностью», –  добавил он.

«Тело, –  сказал он, –  физически переживает всё то, через что проходит душа в течение всей жизни. Фактически, это средство, с помощью которого душа связана с окружающими. Оно делает человека тем, кто он есть: отцом конкретного сына, дочерью конкретной матери, женой конкретного мужа, другом конкретного человека».

«Душа, лишённая тела, в буквальном смысле "никто" (игра слов: body – тело, nobody – никто, буквально – нет тела). Кому какое дело, живёт ли этот бестелесный "никто" вечно! Христианин – это человек, который хочет быть конкретно "кем-то"… теперь и после смерти, и на веки вечные. Но чтобы это было возможно, мне необходимо моё воскрешённое тело наряду с телами всех и каждого, с кем у меня была связь», –  сказал он.

«Мне необходимо умереть и обратиться в прах, из которого я пришёл, а затем я должен восстать из мёртвых к совершенно новой жизни, –  сказал он. –  Проблема в том, что я, скорее всего, перестану существовать в середине этого процесса. Необходимо, чтобы кто-то другой помог мне не уйти в небытие, пока я не восстану из мертвых. Лишь из любви Христос даёт мне существовать не только душой, будто бы я "никто", но ещё и телом, что делает меня тем, кто я есть».

Почему христианам следует отвергать реинкарнацию?

«Существуют две главные причины, почему христианин должен отвергать реинкарнацию: она несовместима с путём Спасения, предложенным Христом, также она не соответствует природе человека» ,– сказал Рут.

«Она идёт вразрез с картиной Спасения, представленной в Новом Завете, согласно Которому оно заключается в нашем участии в Христовом Воскресении, – сказал Рут. – Реинкарнация даёт нам совершенно иную картину того, что значит быть человеком: быть кем-то бесплотным и  не относящимся к какому-либо конкретному времени».

«Христианство очень серьезно относится к тому, что мы телесные существа, в то время как любое понимание реинкарнации означает, что сама наша суть имеет лишь случайную связь с каким-либо телом, ведь мы сменим его на новое, а затем ещё раз, и потом снова, в то время как телесность в вопросе о том, кто мы такие, в лучшем случае, остаётся на вторых ролях» , – сказал он.

«Вера в воскресение тесно связана с христианским взглядом на человека, – сказал Рут. – А он таков: человек будет иметь лишь одно конкретное тело, и то, что случается с ним в этом теле, немаловажно».

«Официальные Католические Догматы рассказывают очень мало о деталях Воскресения, но одно известно точно: мы воскреснем в тех же телах, что имеем сейчас. Нет официальных объяснений, что в данном случае подразумевается под "теми же", также известно, что наши тела сильно преобразуются, но, тем не менее, согласно официальному Учению Католической Церкви, мы воскреснем в тех же телах, что мы имеем в данный момент», – сказал он.

«Преображение тела мы видим на примере Воскресшего Христа, Который, однажды Воскресши, мог проходить сквозь стены, внезапно появляться или исчезать и, вероятно, контролировать то, кто мог Его узнавать, а кто нет, при этом оставаясь в Своем Теле», – заметил Рут.

Христианский взгляд на человека также подразумевает важность того, что произойдёт с ним в его теле. В документе «Иисус Христос – Податель воды живой», изданном Папскими Советами по культуре и межрелигиозному диалогу, Ватикан утверждает, что вера в реинкарнацию несовместима с Христианством, так как она отрицает свободу и ответственность человеческой личности, действующей через свое тело.

«Реинкарнация «несовместима с христианством, так как человек есть отличное от других существо, которое проживает одну-единственную жизнь, за которую несёт полную ответственность: в противном случае ставится под вопрос ответственность и свобода личности» , – гласит документ.

«Христианин пользуется телом, которое может быть осуждено за его грехи, но также через страдания может участвовать в искупительной работе Христа», – отметил Ватикан.

«Осуществив искупление через страдание, Христос также поднял человеческое страдание до уровня искупления. Таким образом, каждый человек в своём страдании может стать соучастником искупительного страдания Христа», – говорится в документе.

Барстад отметил, что вера Нью-эйдж в реинкарнацию как в нечто положительное противоречит даже более древним религиям, таким как буддизм и индуизм, также верящих в неё, но рассматривающих как что-то, от чего, в конце концов, надо освободиться.

«Ни среди платонистов на Западе, ни среди буддистов на Востоке мне неизвестна ни одна жизнеспособная доктрина о реинкарнации души, которая относилась бы к ней положительно; возможно некоторые индусы или стоики могли бы воспринимать её как благородную космическую необходимость или как физические законы, описывающие сохранение энергии», – сказал он.

«Но можно с уверенностью сказать, что глубочайшим желанием платонистов и буддистов является разрыв связи с временным, телесным раз и навсегда, иными словами окончательное расторжение контакта с телом, когда дальнейшее воплощение для души не представляется возможным. Главная цель – чтобы душа окончательно и бесповоротно стала "никем"».

Надежда на воскресение

«Надежда христиан кроется в вере в победу Христа над смертью, в то, что в Вечной Жизни их смогут узнать и они будут любимыми именно как личности, то есть и с воскрешённым телом», – сказал Барстад.

«Христианин хочет продолжить существовать как личность. Он знает о Любви Творца и Спасителя к нему, о том, что Бог желает ему Вечной Жизни. Следовательно, он может осмелиться полюбить себя до такой степени, что захочет вечно существовать как личность, как "кто-то" с телом», – сказал Барстад.

«Вместе с тем, что христиане могут совершать зло и испытывать страдания  в течение земной жизни, они имеют надежду, ведь знают, что Христос, Богочеловек, любит их и через свою смерть и Воскресение может сначала вернуть их в прах, а затем преобразовать, сделав из этого беспорядка нечто прекрасное», – добавил он.

«Христиане также надеются на то, что после воскресения они соединятся со своими любимыми и будут населять обновлённые, преобразованные небеса и землю», – сказал Барстад.

«Вот почему мы проповедуем Евангелие, раскаиваемся в грехах, приносим возмещение за причинённое зло и прощаем тех, кто совершил недоброе по отношению к нам, молимся об умерших, вот почему святые, уже созерцающие благословенного Бога, всё равно продолжают молиться о нас. Они всё ещё проявляют интерес к нашему миру, вместе с нами ожидая Второго Пришествия Христа, которое повлечет за собой Всеобщее Воскресение».

Автор статьи: Мэри Фэрроу

Источник: CNA | Why Christians believe in resurrection, not reincarnation

Перевод с английского и незначительные корректировки: Василий Володько