Чтобы мой труд не был подвержен чрезмерной критике, я решил, что лучше будет объяснить некоторые из содержащихся в нем утверждений, которые могут показаться опасными или неясными. Я заметил несколько таких, и если другие привлекут к ним твоё внимание, дорогой читатель, я умоляю тебя понимать их в соответствии с правилами здравой теологии и Учением Святой Римско-Католической Церкви, покорным сыном которой я объявляю себя. Во Вступлении, ссылаясь на V главу этой книги, я сказал, что воля Божия в том, чтобы все дары благодати приходили к нам через руки Марии. Эта истина очень утешительна для душ, нежно преданных нашей благословенной Госпоже, и для бедных грешников, желающих обратиться. Но пусть это не покажется противным здравому учению, ибо отец теологии, Святой Августин, как и множество других, пишет, что Мария участвует, посредством Своего милосердия, в духовном рождении каждого члена Церкви[1].

Один известный автор[2], которого никто не станет подозревать в преувеличениях или неупорядоченном благочестии, добавляет, «что, собственно говоря, Иисус Христос создал Свою Церковь на Голгофе». В таком случае, очевидно, что Пресвятая Дева участвовала самым исключительным и особым образом в свершении этого дела. В том же духе можно сказать, что хотя Она родила главу Церкви, Иисуса Христа, без мук, но не без боли Она родила тело этой Главы (подразумевается Церковь как Тело Христово. — Прим. пер.). Таким образом, на Голгофе Мария особым образом стала Матерью всей Церкви. В двух словах: Бог, чтобы прославить Мать Искупителя, всё так предопределил и устроил, чтобы Она, имея великое милосердие, могла ходатайствовать за всех тех, за кого Его Сын заплатил и принёс преизбыточную цену Своей крови, в Котором едином «наше спасение, жизнь и воскресение» (Иоанн XI:25). На этом учении, и на всём, что с ним согласуется, я строю свои утверждения[3]. Эти утверждения святые не боялись отстаивать в своих благоговейных воззваниях к Марии и горячих проповедях в Её честь. Так, Святой Софроний говорит, что «в Марии есть вся благодать, полнота которой обитает во Христе, но по-другому»[4], имея в виду, что полнота благодати была во Христе, как во Главе, от которой она течёт, как из источника; а в Марии — как в шее, через которую она течёт[5]. Это мнение ясно подтверждается и преподаётся Ангельским Доктором, Святым Фомой, который говорит: «Пресвятая Дева названа “благодати полной” по трём причинам… третья в том, что Она, переполняясь, изливает её во всех людей», а затем добавляет: «эта полнота велика в каждом святом, когда в нём благодати так много, что достаточно для спасения многих; во Христе и в Пресвятой Деве благодати было в превосходной степени много, столько, что достаточно для спасения всего мира. Ибо в любой опасности можно обрести спасение через эту славную Деву; и потому сказано в Песнях Песней (Песнь IV:4) о тысяче щитов на Ней. Так же мы можем получить от Неё помощь в любом добром деле, как Она говорит нам словами Сираха: “Во мне всякая надежда жизни и добродетели” (Сирахов XXIV:25 по Вульгате)»[6].


[1] Mater quidem spiritu, non capitis nostri, quod est ipse Salvator, ex quo magis illa spiritualiter nata est; quia omnes, qui in eum crediderint, in quibus et ipsa est, recte filii sponsi appellantur; sed plane mater membrorum ejus (quod nos sumus), quia cooperata est charitate, ut fideles in Ecclesia nascerentur, quæ illius capitis membra sunt («Мать, впрочем, духовно не Главы нашей, Которая есть Сам Спаситель, от Которого Она, скорее, сама духовно родилась, ибо все, кои в Него уверовали, среди которых и Она, по праву сынами Жениха именуются; но, конечно, Мать членов Его, кои мы суть, ибо содействовала любовью, чтобы верующие рождались в Церкви, которые суть члены оной Главы»). Liber de Sancta Virginitate, cap. 6 / Aurelius Augustinus. Opera omnia. T. 6. Paris, 1841, col. 399.

[2] «Gesù Cristo ha formata la sua Chiesa propriamente sul Calvario» / P. Nicole. Intruzioni teologiche, e morali sopra l’Orazione Domenicale, la Salutazione Angelica, la Santa Messa, ed altre preghiere della Chiesa. Venezia, 1779, p. 120.

[3] В главах 6—9.

[4] In Mariam vero totius gratiæ, que in Christo est, plenitude venit, quamquam aliter. — Int. op. S. Hieron. Serm. de Assump. B. V. ap. Coutenson, Teol. Ment. et Cord. 1. 10 d. 6 c. 1.

[5] In Christo fuit plenitudo gratiæ, sicut in capite influente; in Maria vero, sicut in collo transfundente. Theolog. mentis et cordis. Tom. 2, Lib. 10. Dissert. 6, c. 1. Speculat. 2. in Reflexiones.

[6] Dicitur autem Beata Virgo plena gratiæ, quantum ad tria… Tertio quoad refusionem in omnes homines. Magnum enim est in quolibet sancto, quando habet tantum de gratia, quod sufficit ad salutem multorum. Sed quando haberet tantum, quod sufficeret ad salutem omnium hominum de mundo, hoc esset maximum; et hoc in Christo et in Beata Virgine. Nam in omni periculo potes salutem obtinere ab ipsa Virgine gloriosa. Unde (Cant. 4) Mille clypei, id est remedia contra pericula, pendent ex ea. Item in omni opere virtutis potes eam habere in adjutorium, et ideo dicit ipsa (Eccl. 24): In me omnis spes vitæ et virtutis. — Super Ave Maria, a. 1, co.


Перевод с английского языка осуществила Ольга Старжинская.

Впервые опубликовано в ежеквартальном журнале «Молись за нас» (№ 1 (73) 2017). Размещается на сайте dominus.by с разрешения правообладателя и переводчика.