Проповедь на Рождество Христово

Во Христе возлюбленные братья и сёстры! Евангелист Лука начинает рассказ о Рождестве Христа с повеления кесаря Августа сделать перепись по всей земле. В Священном Писании нет ни одного лишнего слова: каждое слово, каждая фраза имеют свой глубокий смысл и своё значение — лишнего нету в Священном Писании. На первый взгляд, повеление Августа имело очень трагические последствия для Святого Семейства: Пресвятая Дева Мария должна рожать во время путешествия — однако всё это происходило абсолютно по Воле Божией и по Проведению Божиему.

Начнём наши размышления именно с кесаря Августа. Его настоящее имя — Октавиан, а Август это не собственное имя, а титул: Augustus переводится на русский язык как «великий, славный». Поскольку его имя — Октавиан, правильно следовало бы написать: «…вышло от кесаря Октавиана Августа (или «Октавиана Великого», «Октавиана Славного») повеление сделать перепись по всей земле». Но почему же Святой Лука упомянул лишь его титул — Великий: «…вышло от Великого…»? Потому что он самый великий из всех римских императоров: все римские императоры были императорами войны — из всех них один, лишь один, Август, Октавиан Август, был императором мира.

В языческой столице Римской Империи, древнем городе Риме, стоял храм в честь Марса, бога войны. Вы знаете, что есть и такая красная планета, которая тоже называется Марсом, потому что красный цвет этой планеты напоминал римлянам кровопролитие, кровавую войну, языческим богом которых и считался Марс. На протяжении почти всего периода Римской Империи врата храма Марса были всегда широко открыты: это был символ того, что люди должны были приходить в этот храм Марса и молиться за военный успех богу войны. Но во времена императора Октавиана Августа врата этого храма были заперты, потому что во всей Римской Империи царил глубокий мир. За это Октавиану и было дано имя Augustus — Величайший. Он был действительно великим политическим миротворцем и мудрым правителем.

С императора-миротворца начинается рассказ о Рождестве Иисуса Христа, нашего Спасителя. Ему надлежало примирить всё человечество с Богом. Он повелевает, кроме того, людям примириться между собой. И Он может устанавливать внутри человека мир. Он может дарить мир душам. Так, во времена правления миротворца Августа родился Князь Мира Иисус Христос. Ночь, в которую он родился, должна была быть самой тихой и мирной. Если в древнее время рождался сын сильного правителя, вельможи, радостная весть передавалась народу сразу же бурным и шумным весельем. Позже в истории при рождении царского наследника стреляли изо многих пушек, чтобы разбудить даже спящих, дабы они все присоединились к радостному событию. А Рождение Христа произошло иначе: без шума, в тишине, ночью, когда все спали и никто ничего не заметил — глубокой тихой ночью Он родился, без шума, без сенсации… Самая мирная ночь… Потому что Он должен установить мир. Он Князь Мира! Только ангелы с восторгом воспевали: «Слава в вышних Богу и на земле мир людям доброй воли!»

Это первый урок Рождества: самое великое событие в истории человечества начинается в тишине, без сенсации, без шума. Спокойствие — это воздух души. Есть такая французская поговорка: «От шума не бывает добра, а настоящее добро не создаёт шум» (фр. Le bruit ne fait de bien et le bien ne fait pas de bruit). Мир, спокойствие, тишина — это условия даже для интеллектуальной работы, для важных дел, а для молитвы — тем более. Все серьёзные дела нуждаются в спокойствии, в тишине, в мире. Вот как начинается повествование о Рождестве Христовом.

Для чего кесарю нужна была перепись? Зачем он её проводил? По свидетельству римских историков, после смерти кесаря Августа в римском сенате был прочитан оставленный кесарем собственноручный реестр государственных доходов и расходов с тщательным обозначением количества податей и налогов. Ему нужна была перепись, чтобы установить размер налогов: кто сколько должен — чтобы государство могло осуществлять все свои функции.

Почему же Проведение Божие не пощадило особым образом Пресвятую Деву Марию? Почему именно такое совпадение, что во время этой переписи — именно во время переписи — в сопровождении Святого Иосифа она должна была идти в другой город, родной город, и там рожать в загоне для скота? Какой смысл в этом? У них в Назарете был бы хороший дом, все условия для родов, но, как назло, нужно было идти в путь. Почему всезнающий Бог, управляющий всем, почему Он выбрал для них такие обстоятельства? Перепись была сделана, чтобы установить, какими налогами надо было обложить страну. Именно в это время родился Тот, Кто записывает всех людей в Книгу Жизни. Святой Иоанн Богослов в своём Откровении пишет о Книге Жизни, где записаны имена избранных, которые попадут на Небеса, но также Святой Иоанн пишет, что имена злодеев исторгнуты из этой Книги Жизни. Во время Рождества Христова, когда двигался весь мир, родился Тот, Кто движет историю и вообще Вселенную.

Как сможем мы найти какой-либо высший смысл в самом месте Рождения — в загоне для скота? Если мы ездим на поезде, мы знаем, что есть разные вагоны, в которые нужно покупать разные билеты: есть общий вагон, есть плацкартный вагон, а есть ещё купейный вагон (самый лучший, где вместе едут лишь четыре человека). Подобно тому, в тогдашних гостиницах были отдельные комнаты для богатых людей, которые имели средства расплатиться, но была ещё и общая комната для бедных, где могло быть очень много людей: двадцать-тридцать человек. На отдельную комнату у Святого Иосифа не было денег, а в общей комнате нельзя было остановиться по причине приличия: как может женщина на глазах всех рожать? Даже простой человек, не святой, на такое не решился бы, а уж тем более — Пресвятая Дева Мария. Не для посторонних это глаз. Тем более, Его роды были чудесными, поскольку она родила не как обыкновенная женщина. Святое Семейство предпочло приличие комфорту. Такое предпочтение называется нравственным достоинством.

Евангелист Лука рассказывает, что после Рождения Христа Пресвятая Дева Мария сама спеленала и положила Его в ясли. Это очень важная маленькая деталь! Она не потерпела ни боли в родах, ни слабости после родов. Обычно девять месяцев беременности для многих женщин — очень тяжёлое время. И после родов они могут быть, мягко говоря, усталыми. Не сразу же после родов женщина и идёт работать: надо же матери как-то восстановиться. Христос, написано в Евангелии, когда воскрес, вошёл в комнату при запертых дверях. Поскольку Он Бог! Чудесно Он был и зачат. И, как и при зачатии, Он вышел из лона матери, не причиняя ей боли — не так, как это обычно бывает, когда роды ребёнка сопровождают болезненные вопли матери. Нет, это было не так! Во время Рождения Иисуса Христа Дева Мария ничего такого не почувствовала, никаких болей, потому что Христос оставил её девственницей. Это было чудесное Рождение. Иоанн Толмачёв (автор четырёхтомного пособия по практической гомилетике, популярного в РПЦ, умер в 1897 году — Прим. DOMINUS.BY) называет Пресвятую Деву Марию «Приснодева». Что это значит? Что она осталась девой и после родов. Это чудо! Современные люди часто смеются из-за непонимания того, что могут существовать вещи, превосходящие возможности познания нашего разума. Пресвятая Дева Мария — это дева и матерь. Одновременно! Матерь она для всех нас, а дева она для Бога, Которому старательно служит. Он никогда не посылает нам испытания сверх наших сил, поэтому для Девы Марии загон для скота был не таким страшным, каким бы он был для обыкновенной женщины. Потому что она не страдала от этих родов. Для неё они не были такие тяжёлые, как для обыкновенного человека. Мы знаем, что эти боли и тяготы при родах — это последствия первородного греха Евы, Адама и Евы. А Дева Мария безгрешна, она зачата без греха и всю жизнь без греха прожила, не пострадав от последствий первородного греха. Она Приснодева: перед родами, во время родов и после родов.

Бог хотел родиться именно так, чтобы побудить людей с добрым сердцем творить добро и помогать нуждающимся. Переходим к роли пастухов. Они были призваны к яслям и принесли свои дары. И по сей день бывают люди богатые и люди бедные. А почему не все люди имеют одинаковое достояние? Разве не было бы это более справедливым? Чтобы те, которые изобилуют, делились с теми, кто в этом действительно нуждается, кто действительно не может без чужой помощи жить. Бедные упражняются в смирении, терпении, уповании на Бога, а богатые — в щедрости, в милосердии. Люди, которые гонятся только за золотом, за земными благами, не могут оценить ценности глубокой радости сегодняшнего дня — они не ценят духовные блага. Поэтому Младенец Иисус захотел родиться нищим: хотя Он самый богатый, Он Бог, Он захотел родиться нищим, чтобы мы переоценивали свои приоритеты. Человек может родиться сыном миллионера (или, на сегодняшний день, миллиардера), но ему не поёт ангельский оркестр, как пело всё Воинство Небесное во время Рождества Иисуса Христа. И сын самого богатого человека не может сам себе выбрать место, и день, и час своего рождения.

Мы собрались в эту святую ночь, чтобы размышлять в тишине и дивиться великой мудрости Божией. То, что наименее понятно, содержит наибольший смысл в Божием Проведении. Пусть один лишь взгляд на Божественное Дитя нам откроет новую перспективу на всю жизнь. Важно не то, что нам кажется важным. Важно то, что на самом деле важно: тишина, мир и скромность.

Во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Отец Вернер Готфрид Бёзигер FSSPX

25 декабря 2021 года, Минск


Иллюстрация: «Перепись в Вифлееме», Питер Брейгель Старший, 1566.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s