Во Христе возлюбленные братья и сёстры! По традиционному католическому календарю сегодняшнее воскресенье посвящено Святому Семейству. Это очень важный праздник, так как Бог сотворил человека по подобию и по образу Своему. Святое Семейство и каждая христианская семья и есть подобие и образ Пресвятой Троицы. Отец, Сын и Святой Дух — это Пресвятая Троица на Небесах. Иисус, Мария и Иосиф — Пресвятая Троица на земле.

В Новом Завете любая семья должна быть образом и подобием Пресвятой Троицы. Поэтому во христианской эре Брак является одним из Семи Таинств. Наше спасение начиналось именно в лоне семьи, в лоне Святого Семейства. Можно смело утверждать, что христианство вовсе не может существовать без христианских семей. Безбожные силы не только разрушили храмы, они разрушили и христианскую семью. Храмы повсюду восстановят, но без христианских семей они будут пустовать. Что это такое — христианская семья? В центре её находится Господь Иисус Христос, в отличие от нехристианских союзов. Чисто светский брак является просто временным совпадением интересов супругов.

Маленький дом Святого Семейства в Назарете служит примером всем семьям. Святое Семейство является покровителем и утешением всех семей.

Уже Святой Фома Аквинский задал следующий вопрос: «Как может Святое Семейство вообще быть примером для обыкновенной семьи, если Святой Иосиф был лишь приёмным отцом Младенцу Иисусу?» На первый взгляд, кажется, что пример Святого Семейства был, конечно же, идеальным, но, к сожалению, нереализуемым в полной мере в наших семейных жизнях. Где люди, там и конфликты, и ссоры, и слабости, и неверность. Святое Семейство — слишком высокий идеал, которому подражать всё равно не смогут. Затем надо сказать, что приёмный отец появляется тогда, когда умер настоящий отец ребёнка, а его мать вышла замуж во второй раз, либо она, будучи незамужней, родила ребёнка а потом нашёлся хороший человек, который взял на себя ответственность за этого ребёнка. Вот поэтому и фраза «приёмный отец» представляет нам сразу же море слёз: то ли смерть любимого мужа, то ли предательство того, кто оказался недостойным быть отцом. Итак, кажется, что Святое Семейство не может быть примером для обыкновенных людей. Пресвятая ДЕВА Мария — слишком высокий пример для женщин, а приёмный отец, Праведный и ВОЗДЕРЖАННЫЙ Иосиф, — слишком высокий пример для мужчин.

Ответим на эти возражения. Именно из-за того, что пример маленького назаретского дома очень высок и свят, он может освещать своим благодатным светом нас, грешных людей, и постепенно хоть немного, но поднимать нас выше. Бывает же у людей вопреки несчастному случаю, что приёмный отец намного лучше и ответственнее естественного отца, который отказался от своего собственного ребёнка. Сразу понятно, что семейное счастье не зависит от чисто физических отношений. Семейное счастье зависит, прежде всего, от ответственности, которую каждый несёт за другого. Душевное и духовное единство супругов намного более гарантирует семейное счастье, чем чисто физические отношения. Святое Семейство является покровителем семей, потому что самое главное и важное в семье там присутствовало в наивысшей степени: взаимопонимание, глубокое уважение друг другу, ответственность и необходимая жертвенность. Такой брак — именно очень прочный и неувядающий — является неисчерпаемым источником счастья. С другой стороны, чисто физические отношения без душевного и духовного единства очень быстро надоедают и со временем почти всегда распадаются.

Бог «сотворил человека по подобию и по образу» Своему. Прекрасное подобие Пресвятой Троицы — христианская семья. Отец, мать и ребёнок. Третье Лицо Пресвятой Троицы, Дух Святой, исходит от Отца и от Сына. Он является взаимной вечной Любовью между Отцом и Сыном. Дух Святой — животворящий Дух Любви. Подобным образом верная, достойная любовь между супругами рождает живое лицо — ребёнка. Настоящая христианская семья — это действительно вестибюль Царства Небесного. В византийском обряде потому и держат долго короны над головами будущих супругов. Весьма глубокий смысл в этом. Правильно понятая семья — это вестибюль Царства Небесного, образ и подобие Пресвятой Троицы. Из таких семей исходят обычно и многочисленные призвания к службе Господу. Таким образом обычно Господь вознаграждает жертвенность христианских родителей.

Бывает и иначе, когда семья является вестибюлем и преддверием ада. Крики будущих проклятых уже слышны сейчас на этой земли. Страшнее самолюбие, презирающее и унижающее других, превращает семью в преддверие ада. Внутренняя пустота и душевное горе в несказанном количестве бывают в несчастных браках.

Вот человеческая глупость! И преддверие Царства Небесного, и преддверие ада — и то, и другое — часто обозначают одним и тем же словом — «любовь». Но любовь без жертвенности не бывает! Лишь Католическая Церковь одна стопроцентно защищает семейное святилище. Как в святилище находится дарохранительница со Святыми Дарами, оживляющими нашу душу, так и в нерасторжимом браке, как в святилище (и только там), находится источник полноценной человеческой жизни.

Сегодняшний праздник Святого Семейства приглашает нас к следующей молитве: «Господи, даруй нам много христианских семейств». Распад семей — распад цивилизации. Процветают семьи — процветает и страна. Итак, благоустройство любой страны в долгосрочной перспективе зависит не от политиков, а от того, насколько высоко народ оценивает семью. Поэтому написано в Библии: «Жизнь и смерть в руках самого человека».

Повторю нашу большую просьбу сегодня: «Господи, даруй нам много христианских семейств».

Отец Вернер Готфрид Бёзигер FSSPX

8 января 2023 года, Минск


Иллюстрация: «Троицы Земли и Небес», Andrés López, 332х360 (мм), масло на меди, XVIII век.