Во Христе возлюбленные братья и сёстры! Скоро наступит этот месяц, самый красивый в году, месяц май. Это месяц Пресвятой Девы Марии. Для католиков месяц май важен не потому, что много праздников. Эти майские праздники не так давно появились: Дню Победы, например, нет ещё и ста лет, а Первое мая существует немного более ста лет — но что такое сто лет в сравнении с тысячелетиями традиций христианства. И христиане всегда праздновали весь месяц май как месяц Девы Марии. И существуют до сих пор майские почитания Пресвятой Девы Марии. В католических храмах священники должны каждый день проводить майское почитание, если приход большой. И какое-то количество людей молится у украшенной фигуры Девы Марии, читая особые молитвы в честь Пресвятой Девы Марии. Или люди делают это у себя: хотя бы какой-то цветок ставят перед иконой Девы Марии и какую-то особую молитву читают в честь Девы Марии — это минимум, который нужно делать на протяжении всего месяца мая.

В католической Польше сохранился в маленьких провинциальных деревнях красивый обычай: соседи из нескольких домов каждый вечер собираются у публично выставленного образа Девы Марии и проводят сами, без священника, майские почитания Девы Марии: поют гимны Деве Марии, читают вместе Священный Розарий. Автобусная линия «Минск—Варшава» проходит через такие маленькие деревни, и если вы выберете правильный рейс, то можете попасть в вечернее время на то, что там человек сто будут стоять вокруг такого маленького домика с украшенной фигурой Девы Марии — и люди читают какие-то молитвы и не обращают внимания, что за спиной идёт одна машина за другой. Такая католическая вера без комплексов — это очень похвально.

У нас здесь, конечно, маленький приход, но мы будем во время чтения Розария выставлять киворий, делать малое (не большое, а малое) выставление Святых Даров и в конце получать благословение Святыми Дарами.

Я помню своё детство — тогда тоже существовали эти майские почитания. Мы вместе с соседскими детьми ходили в храм и пели красивые гимны в честь Девы Марии. Возвращались с большой радостью, когда родители обрабатывали огород и надеялись, что с помощью невинных детских молитв всё ими посеянное будет расти лучше. Мама нам объясняла: «Я тут посадила капусту, ты сейчас иди на майские почитания и проси Деву Марию, чтобы всё хорошо росло, чтобы черви её не ели». Конечно, как дети, мы понимали, что у нас очень важное задание: мама только посадила — а мы будем молиться, и с нашей помощью всё будет расти. И мы с такой важностью ходили и свято в это верили. И это правильно!

Кто-то улыбается, думая, что это религиозная инфантильность. Но мы же должны любить Деву Марию детской любовью, ведь она наша Мать, а значит, мы Её дети. Мы должны действительно любить Её, как ребёнок, и доверять ей безгранично. Одни из самых последних и потому самых важных слов Христа нам дают чёткое понимание: «Вот Мать твоя» (Иоанн XIX:27). Это одни из самых последних слов Христа. Это Он всем нам сказал: «Вот Мать твоя». Это настоящая Мать. У большинства из нас на земле есть настоящая, добрая, хорошая мать, но Дева Мария ещё лучше, Она самая лучшая из всех матерей. В Евангелии от Матфея даются такие важные слова Христа: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не сделаетесь как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Матфей XVIII:3). Значит, мы должны относиться к Богу, как дети, но Бог нам дал ещё и Мать Небесную. Есть у нас Небесный Отец — Бог — и Небесная Мать — Пресвятая Дева Мария.

Майские почитания не по вкусу горделивым интеллектуалам. Ответим им словами Самой Девы Марии. Евангелии нам дают только несколько слов Девы Марии, очень мало в Евангелиях написано Её слов. Наверное она была не такая многословная, как некоторые женщины, которые могут без конца разговаривать по телефону, иногда и полтора часа: если муж не постучит и не скажет, что нужно готовить ужин, они бы ещё дольше разговаривали. Но Дева Мария не была такой многословной. Посмотрите: в Евангелии только семь фраз найдёте — не больше. Среди них есть гимн Марии: «Возвеличивает душа Моя Господа, … Ибо призрел Он на смирение рабы Своей. … Рассеял надменных помышлениями сердца своего. Низложил сильных с престола и вознёс смиренных» (Лука I:46,48,51-52). Мало слов, но зато они содержательны! Самая большая проповедь смирения. И Бог противится гордым людям и возвысит смиренных.

Итак, у настоящего католика должен гореть огонь детской любви к Пресвятой Деве Марии. Соберите и вы несколько свежих цветов, поставьте их в вазу возле образа Пресвятой Девы Марии в вашей квартире, в вашем доме. Читайте хотя бы литанию Лоретанскую или какую-либо другую молитву: «Под Твою защиту» — или что вы знаете, помня о Пресвятой Деве Марии. Дело не в длине, дело в любви. Хотя бы пять минут, но проявляйте знак любви к Небесной Матери каждый день.

Гармонию всех самых благородных человеческих свойств мы найдём только в душе Пресвятой Девы Марии, в Её Непорочном Сердце, поэтому Её называют «Rosa Mystica» — таинственная роза. Уникальная красота природы в этом месяце мае — слабый образ красоты нашей Небесной Матери Девы Марии в Божьих Глазах. Очень жалко и печально, если этот месяц проходит без особого внимания к Ней. По этому поводу я хочу вам рассказать про великого скульптора Микеланджело. Почему мы его называем великим? Ведь скульпторов много, но не все носят титул «великий». Потому что его произведения искусства великие. И поэтому он сам великий. Но когда он жил и когда он был молодым, были старые скульпторы, которые тоже имели имя. Им это жутко не понравилось — молодой Микеланджело. Они пришли к кардиналам в Риме и сказали: «Только никто из вас пусть не берёт на работу этого Микеланджело. Это проходимец. Себя выдаёт за великого мастера с новыми идеями. Это шарлатан. Не связывайтесь с ним». Ну кардиналы были мудрые, они, конечно, прислушались поначалу к этому мнению знатных других скульпторов: их было много, они были талантливы, а многие из них были и не хуже Микеланджело. Микеланджело после этого горько плакал и понял, что ему нечего делать здесь, в городе Риме, из-за большой к нему оппозиции. Но потом он посидел и подумал: как доказать, чтобы человека судили не по имени, а по делу? И он скопировал какую-то древнюю греческую статую. Очень много работал и создал такую фигуру. Это была не точная копия, но скульптура, созданная по образу старой греческой. Затем эту фигуру он поместил в пепел, в грязь: как скульптор, он знал, как сделать так, чтобы она выглядела старой. Потом ночью он пошёл с двумя помощниками на место, где в ближайшем времени кардинал собирался строить себе виллу, свою резиденцию. Участок под строительство был пустой, уже очищенный, работы должны были вот-вот начаться. Они закопали там не всю эту фигуру: отрубили ей предварительно, по-моему, голову и правую руку и закопали только их вместе со старинными обломками керамики (они действительно относились к античному периоду). Через месяц началась стройка у кардинала на этом участке. Естественно, они нашли голову. Это была сенсация! На тот момент в Риме были очень ценными древние фигуры — их уже начали коллекционировать. Строители очень обрадовались, так как знали, что могут получить хорошее вознаграждение за это. Они принесли руку и голову кардиналу, владевшему землёй. Он тоже очень обрадовался и созвал скульпторов-стариков — тех самых, которые недавно ему сказали, что Микеланджело — это ноль и дел с ним лучше не иметь. Эти старенькие скульпторы, все они были специалистами, осмотрели части статуи и сказали: «О, это очень древняя статуя, работа древних мастеров», — и начали хвалить эту руку и эту голову. Каждый из них вынес своё мнение. И они пришли к выводу, что статуя древняя и надо искать её недостающие части, которые тоже могут находиться на этом участке. И пришёл Микеланджело, и сказал: «Извините, здесь вы не найдёте остальных частей статуи. Они у меня». «А, ну ты ночью уже пришёл и всё выкопал. Мы же говорили, что ты проходимец», — ответили старые скульпторы. «Нет, приходите ко мне — я вам всё покажу», — сказал им Микеланджело. И они пошли к нему — там был недостающий кусок статуи с подписью «Michelangelo fecit» — то есть, Микеланджело сделал. И с этого момента все предрассудки в его адрес прекратились, его приняли в гильдию и начали уважать. Человека надо судить по делам его. А как мы с вами можем что-то обсуждать о Господе Боге? Мы Его не видим. Он невидимый. Мы только видим Его творения, то, что Он сделал. И Господь Бог тоже нам дал такое творение, чтобы мы через него поняли, что Он Великий Мастер, Превосходящий всех Мастер. Он сделал одну душу. Безгрешную, непорочную. А именно — Пресвятую Деву Марию. Это искусство над всеми искусствами. Бог создал нам Матерь Божью как Пречистую, Пресвятую душу.

Жалко протестантов, которые постоянно упрекают Католическую Церковь за почитание Девы Марии: «Вы всё время обращаете всё своё внимание на эту Деву Марию и тем самым отвращаете должное внимание от Самого Господа Бога». Значит, Дева Мария как бы «крадёт» у Бога внимание, и мы, глупые католики, будем почитать Деву Марию, но забывать, что мы должны почитать Самого Господа Бога. Такое мнение протестантов. Они очень категорически против почитания Девы Марии: «Вы прославляете Деву Марию — смертного человека — вместо Иисуса Христа — Сына Божьего». Но это неправда. Дева Мария Себе ничего не сохраняет, Она нас ведёт сразу к Иисусу. Через Марию — к Иисусу. Это только путь. Я еду в Варшаву через Брест. Ну, любой другой путь будет длиннее. Через Марию — к Иисусу. Ведь Само Божество Иисуса видно только из чудес, которые Он сотворил. Например, воскресение Лазаря или Собственное Воскресение Христа из мёртвых. А в остальном мы видим Его Человеческую Природу, Которую Он принял всю от Девы Марии. Это нам видно. Мы видим Иисуса Христа, как Он выглядел: красивый, мощный Мужчина. А о Его Божестве только знаем из каких-то действий. Видно только чудесное действие Божества вокруг Человеческой Природы. Одно из таких чудес — именно Дева Мария, Его Мать. Всякая красота Небес, всё счастье вечного блаженства пока скрыты от наших глаз. Пока что мы видим только Обитель, Которую Бог Себе подготовил на этой земле — Пресвятую Деву Марию. Человек без единого, без малейшего греха — разве это не чудо? Большое!

Пользуемся месяцем маем, чтобы отдать честь нашей Небесной Матери. В Библии написано, в самом начале: «Я положу вражду между тобой и женщиной и между твоим потомком и её потомком: он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие III:15). Так Господь сказал змею после грехопадения. Сразу Бог обещал Спасителя через Женщину — через Деву Марию. Значит, Она наше прибежище, Она наша надежда. И без Неё мы не можем противостоять дьяволу. Несколько дней тому назад все вы здесь торжественно, в Пасхальную Ночь, ответили на вопрос, противостоите ли вы дьяволу: «Противостоим». Вы обновляли обеты Крещения. А как вы противостоите дьяволу, если не любите свою Мать, Пресвятую Деву Марию? Поэтому я вас хочу сегодня, перед началом мая, вдохновить. Именно в месяце мае надо почитать Деву Марию. Каким образом? Вы свободны в выборе. Только не забудьте!

Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого! Аминь.

Отец Вернер Готфрид Бёзигер FSSPX

30 апреля 2023 года, Минск


Иллюстрация: «Матерь Божая Пещерная» (исп. Virgen de las Cuevas), Франсиско де Сурбаран (между 1644 и 1655).